Найти тему

Письма, изображающие ужасы, в которых жили заключенные в советских ГУЛАГах

Оглавление
Заключенные ГУЛАГа, работающие в Красноярском крае при -30 градусах Цельсия в 1941 году.
Заключенные ГУЛАГа, работающие в Красноярском крае при -30 градусах Цельсия в 1941 году.

Многие люди определяют ГУЛАГ как российские тюрьмы, но, честно говоря, они были хуже обычной тюрьмы. ГУЛАГ - это система исправительно-трудовых лагерей, созданная Владимиром Лениным сразу после Первой мировой войны. Многие историки сравнивают подобные лагеря для военнопленных с концентрационными лагерями, созданными нацистами во время Второй мировой войны. Некоторые утверждают, что в тюрьмах ГУЛАГа были еще худшие условия жизни, и многие заключенные были доведены до смерти из-за истощения.

Только после прихода к власти Иосифа Сталина были установлены настоящие правила внутри ГУЛАГа. Большинство этих правил состоит в лишении прав человека заключенных. Советские лидеры не хотели называть ГУЛАГи тюрьмами, а скорее трудовыми лагерями, которые использовались различными советскими производителями для предоставления дешевой рабочей силы с целью поднятия экономики России.

Однако эксперты проанализировали, насколько эффективен этот вид труда, и пришли к выводу, что труд, предоставленный ГУЛАГами, не так сильно поднял советскую экономику: труд едва достигал 5% от общего советского ВВП. В течение 1930 и 1953 годов (когда Сталин был у власти) более 1,8 миллиона заключенных умерли от различных причин, таких как болезни, голод или истощение.

В 2011 году Эмили Джонсон из Университета Оклахомы обнаружила серию документов, принадлежащих латвийскому поэту и журналисту Арсению Формакову (1900–1983). Среди них была и частная переписка в ГУЛАГе - письма, которые он отправлял жене.

Переписка Формакова из ГУЛАГа

Арсений Формаков
Арсений Формаков

Формаков был осужден в 1940 году за антисоветские настроения после вторжения СССР в Латвию и был отправлен на принудительные работы в Сибирь на восемь лет, где уже находилось 2,9 миллиона заключенных. Многие румыны также были заключены в лагеря Сибири, особенно из Бессарабии и Буковины.

Письма, нацарапанные цензурой и изношенные погодой, иллюстрируют невзгоды, через которые прошли задержанные.

В переписке также приводятся подробности двойной катастрофы жизни как при советском, так и при нацистском режимах, истории, которая до сих пор определяет идентичность современной Латвии. Но странно, как у них была возможность так много контактировать с внешним миром. Многие источники утверждают, что ГУЛАГ сталинской эпохи были разрушены остальной частью общества, как альтернативные маргинальные миры, где заключенные исчезали без всяких вестей.

Шахтер, погибший во время работы в исправительно-трудовом лагере, похоронен под землей, остров Вайгач, СССР. 1931 г.
Шахтер, погибший во время работы в исправительно-трудовом лагере, похоронен под землей, остров Вайгач, СССР. 1931 г.

Однако некоторые задержанные пользовались, по крайней мере теоретически, определенными привилегиями. Хотя правила менялись в зависимости от места содержания под стражей и, конечно же, заключенного и серьезности «преступления», они могли иметь право на неограниченную переписку. С другой стороны, в случае с Формаковым, который был политическим заключенным, существует жесткое ограничение - всего 2–3 письма в год!

В первые три года заключения в Красноярском крае поэт ничего не знал о своей семье, так как Латвия находилась под нацистской оккупацией. Только в 1944 году он смог отправлять письма и делал это регулярно до 1947 года, когда его выпустили (досрочно, за хорошее поведение). В 1949 году он был вновь осужден по политическим мотивам. Он также продолжал отправлять письма домой в течение этого периода до своего освобождения в 1955 году.

Повседневная жизнь узника ГУЛАГа

В письмах Формакова описывались его повседневные переживания. Он рассказал о привилегиях, которые он получил, участвуя в культурных мероприятиях, включая доступ к кондитерским изделиям и дополнительным пайкам. Он также описывает свои усилия по уходу за поврежденными зубами и приобретению новой одежды. Он говорит о страхе быть переведенным в другое место, где условия работы и проживания более тяжелые. Слухи, которые он слышал из других подобных исправительно-трудовых лагерей, были, мягко говоря, ужасающими. Некоторых заключенных заставляли работать по 3 дня без еды на сибирском холода.

Заключенные ГУЛАГа, работающие в Красноярском крае при -30 градусах Цельсия в 1941 году.Изображение взято из открытого источника
Заключенные ГУЛАГа, работающие в Красноярском крае при -30 градусах Цельсия в 1941 году.Изображение взято из открытого источника

Отчаяние проиллюстрировано другими буквами. Например, в 1945 году его перевели из дома, где он делал иглы для швейных машин, на тяжелую работу на открытом воздухе. Вот небольшой абзац из одного из писем Фармакова, описывающий желание смерти от тяжелых ран и истощения:

«Теперь, когда все в прошлом, я могу сказать, что четыре месяца прошлого года (с августа до травмы) были для меня очень тяжелыми физически. Иногда подтягиваешься к машине с крестом на плече, тяжелым, сырым и похожим на бревно. Вы вспотеете, ваше сердцебиение настолько сильное, что вы чувствуете, что оно вот-вот выпрыгнет из вашей груди, вы так тяжело дышите, что начинаете задыхаться, как лошадь, и начинаете думать: позвольте ноге уступить дорогу. Вы упадете и перекреститесь, оно упадет на вас, и это будет конец: больше не будет страданий, и все закончится навсегда! ”

В другом письме Формаков описывает выступления как часть культурной бригады. В письме жене от 9 марта 1946 года Формаков описал позитивное отношение, которое заставляли проявлять задержанные, в отличие от реальности:

«У нас был концерт 8 марта в честь Международного женского дня. Я был церемониймейстером. Вы делаете несколько умных замечаний, а затем возвращаетесь, вы отпускаете свою душу, и вы просто хотите плакать ... Вот почему я держусь за себя; моя душа всегда заключена в корсет ».

Помимо стандартных букв Формаков делал и праздничные открытки. В других случаях он писал и иллюстрировал рассказы для двух своих детей: Диме, которому было пять лет, когда Формаков был впервые арестован в июле 1940 года, и Жене, родившегося в декабре 1940 года

Подавление ужасов

Поскольку он знал, что отправленные письма (даже те, которые были отправлены незаконно), могут быть проверены, и поскольку он не хотел, чтобы его семья беспокоилась, поэт не описал истинный масштаб ужасов, которые рассказывали выжившие в ГУЛАГе. Он не упоминает избиения, тюремное заключение, а также не упоминает об актах преступного насилия в отношении других более слабых заключенных, обычно политических заключенных.

Тела политических заключенных, убитых тайной полицией, лежат в лагере для военнопленных в 1941 году.
Тела политических заключенных, убитых тайной полицией, лежат в лагере для военнопленных в 1941 году.

Однако в письмах фиксируются детали, которые редко встречаются в других источниках. Например, в 1941 году он смог посмотреть американскую комедию «Серенада солнечной долины». В Москве билет на такое шоу стоил очень дорого. Это также относится к слухам о значительной девальвации рубля.

Такие отрывки подтверждают идею о том, что ГУЛАГ были более связаны с остальной частью общества, чем считалось ранее. Несмотря на это, их количество было настолько велико, что очень сложно описать настоящие ужасы, которые происходили, учитывая, что таких лагерей было более 100 по всему Советскому Союзу.

Спасибо, что прочитали эту статью до конца. Если она вам понравилась, ставьте палец вверх, а также подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Заранее спасибо!

Изображение взято из открытого источника
Изображение взято из открытого источника