Здравствуйте. Давно на нашем канале не было статей, посвященных боевым летчикам, участникам Великой Отечественной войны. На то были определенные причины, но впредь мы постараемся уделять этой теме больше внимания. Сегодня мы подготовили небольшой материал о боевом пути Василия Ивановича Щелкунова. Выбор на него пал не случайно. В послевоенные годы Василий Иванович жил в нашем родном городе Тамбове, где несколько лет назад (в начале октябре 2018 года) ему был открыт бронзовый памятник-бюст. Он был установлен в Парке Победы, который находится рядом с Тамбовским Государственным Техническим Университетом. Данный мемориал был создан в рамках проекта "Историческая память" совместно с Российским военно-историческим обществом. В. И. Щелкунов являлся участником Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Известен тем что в августе этого же года, в составе сводной группы дальних бомбардировщиков, наносил удары по столице Третьего Рейха. За это он и ряд других летчиков дальнебомбардировочной авиации были удостоены звания Героя Советского Союза. А ближе к концу войны, уже полковник В. И. Щелкунов, был назначен командиром авиагруппы особого назначения (АГОН). Она базировалась в Италии (а после под Белградом) и выполняла особые задачи по снабжению югославских партизан. Родился В. И. Щелкунов 11 января 1910 года в деревне Большой Прислон Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (сейчас это Архангельская область). Мать и отец- потомственные крестьяне. По достижении совершеннолетия вместе с семьей переезжает в Великий Устюг. Примерно тогда же он стал серьезно интересоваться авиацией. После учебы в аэроклубе, по комсомольской путевке был направлен в Ленинградскую Военно-теоретическую школу летчиков (среди курсантов названную "теркой"), которую заканчивает в 1930 году. Еще через год, будущий Герой Советского Союза, успешно завершает обучение во второй военной школе летчиков в Борисоглебске. Одним из его инструкторов тогда был опытнейший летчик Н. С. Скрипко (впоследствии маршал авиации, первый командующий ВТА). После завершения обучения, Василий Иванович был назначен инструктором в 8-ой военной школе летчиков находящейся в Одессе. После чего была служба на Дальнем востоке, под Курском и дополнительная учеба в Липецке. К началу войны талантливый летчик дослужился до звания майора и занимал должность заместителя 200-ого ДБАП, входящего в состав 40-ой ДБАД. Теперь более подробно.
Начальный этап войны.
С первых дней войны полки входящие в состав 40-ой дальнебомбардировочной авиационной дивизии наносили удары по целям на территории Прибалтики, а также по Данцигу и Кенигсбергу. 200-ый дальнебомбардировочный полк тогда базировался на аэродроме Кречевицы (Новгородская область). На вооружении полка находились дальние бомбардировщики ДБ-3А и ДБ-3Ф- всего около 55 самолетов. В середине июля майор В. И. Щелкунов был назначен старшим группы, которая была сформирована из экипажей нескольких полков. Ее отправили в Иваново для подготовки к выполнению важной задачи. В начале августа группа дальних бомбардировщиков были переброшена на остров Эзель (аэродромы Кагул и Астэ), откуда ее предстояло осуществить налеты на немецкую столицу.
Впервые же бомбили Берлин летчики 1-ого МТАП ВВС Краснознамённого Балтийского Флота в ночь на восьмое августа. Группа майора В. И. Щелкунова (всего десять экипажей) нанесла свой первый удар в ночь на одиннадцатое августа. Большая часть маршрута пролегала над Балтийским морем. Погодные условия в ту ночь были сложные- значительная облачность, шел дождь. Несмотря на это летчики со своей задачей успешно справились. Бомбы были сброшены прямо в логово врага. До начала сентября экипажи дальнебомбардировочной авиации продолжали выполнять боевые задачи по нанесению ударов по немецкой столице. В. И. Щелкунов летал совместно со штурманом В. И. Малыгиным и стрелком-радистом И. П. Федорищенко. Второй полет (15 августа) едва не закончился трагично- при подлете к Берлину отказал левый двигатель. Летчику удалось его запустить, долететь до цели и сбросить бомбы. На обратном пути стало падать давление масла в неисправном двигателе и его пришлось окончательно выключить. Несмотря на создавшуюся ситуацию, экипажу удалось дотянуть до своего аэродрома на одном моторе и посадить неисправную машину. Всего В. И. Щелкунов лично совершил четыре боевых вылета с нанесением ударов по Берлину. Еще два состоялись 19-ого и 20-ого августа- они также завершились успешно. Осенью Василий Иванович был переведен на аналогичную должность в 7-ой ДБАП, где принимал участие в различных операциях по поддержке войск Северо-Западного фронта. 16 сентября вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении майору В. И. Щелкунову (а также еще нескольким его сослуживцам) звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда.
Примечательно что в этот день он участвовал в нанесении удара по противнику в районе Старой Руссы. Награждали летчиков в начале октября в Москве. Награды вручал лично М. И. Калинин. В декабре В. И. Щелкунова назначили на должность заместителя начальника 1-ой Высшей школы штурманов ВВС КА. На тот момент времени она была перебазирована (14.10.1941) в город Карши (Узбекская ССР). Примерно тогда же из ее состава был выведен истребительный отдел, который занимался подготовкой летно-технического состава (шло обучение на истребитель МиГ-3) и формированием новых истребительных соединений. С 24 февраля 1942 года школа была переименована в 1-ую Высшую школу штурманов и летчиков АДД. Началась активная подготовка экипажей для дальних бомбардировщиков типа Ил-4 и В. И. Щелкунов принял в этом самое непосредственное участие. Он работал с полной отдачей, передавая свой опыт молодым летчикам. Но Василий Иванович рвался на фронт и неоднократно подавал соответствующие рапорта. В начале лета 1943 года эти прошения были удовлетворены- он снова отправляется на фронт. Его назначают заместителем командира 48-ой АДДД. На тот момент времени Василий Иванович находился в звании подполковника.
Примерно с ноября по апрель 1944 года он командует специальной оперативной группой, которая действовала в северном направлении. Базировались наши самолеты на двух оперативных аэродромах в Мурманской области и Карелии (Африканда и Подужемье). Экипажи дальних бомбардировщиков при этом наносили удары по объектам врага расположенным на территории Норвегии и Финляндии. В основном бомбили немецкие аэродромы, чтобы снизить интенсивность налетов люфтваффе на конвои союзников. К примеру были нанесены удары по аэродрому Алакуртти. Также бомбардировкам подвергались и прочие цели. К примеру порт Киркенс. Подполковник В. И. Щелкунов при этом лично участвовал в девяти боевых вылетах.
Командование авиагруппой особого назначение. Окончание войны. Послевоенная служба.
После победы на Курской дуге в войне наступил окончательный перелом. Советский Союз начал готовиться к серии наступательных операций, чтобы полностью освободить свою территорию и перенести боевые действия дальше на запад. Также необходимо было расширить оказание всесторонней помощи партизанским соединениям, которые действовали на территории оккупированных государств. В частности это касалась НОЮА (Народно-освободительной армии Югославии). После принятия соответствующих решений началась подготовка к организации специальной авиационной группы (АГОН). Разместить ее планировалось освобожденной территории Италии (в Бари или Бриндизи), после заключения соглашения с союзниками. Также требовалось найти опытного летчика, который возглавил бы это соединение. Рассматривалось несколько кандидатур. В конечном итоге на должность командира АГОН решено было назначать В. И. Щелкунова. К тому времени ему уже было присвоено звание полковника. С союзниками также удалось договориться и 17 июня вышло постановление ГКО о размещении в Бари авиагруппы для выполнения различных задач на территории Югославии. Стоит отметить что Бари это город находящийся на юге Италии, на берегу Адриатического моря. Согласно этому постановлению выделялось двенадцать транспортных самолетов Douglas C-47, двенадцать дальних истребителей Як-9ДД (для осуществления прикрытия), два легких многоцелевых По-2 для собственных нужд и еще четыре для передачи югославской стороне.
Для справки. Дальний истребитель Як-9ДД. Был разработан в 1944 году в связи с необходимостью иметь на вооружении истребитель сопровождения. Основная его задача- это прикрытие дальних бомбардировщиков и самолетов снабжения. Данная модификация была создана на основе серийных Як-9Д и Як-9Т. На самолете была усилена конструкция, установлены дополнительные топливные баки. Кроме того он оснащался комплектом специального оборудования для дальних полетов ночью или в плохих метеоусловиях. Всего было построено около 400 экземпляров данного истребителя.
Соответственно ко всему этому требовалось сформировать штат летного и технического состава, а также продумать логистику поставок всего необходимого материально-технического обеспечение (запасные двигатели, запас горючего и т. д.) для собственных нужд. АГОН подчинялась непосредственно генерал-лейтенанту Н. В. Корнееву, который возглавлял всю советскую военную миссию в Югославии. Стоит отметить что один транспортный C-47 еще в начале 1944 года был отправлен в Бари. Еще один самолет вместе с экспертной комиссией прибыл туда в июне. Основная же часть транспортных машин была переброшена туда в начале июля. При этом летели они по сложному маршруту. Вылет был назначен из Москвы, далее- Баку, Тегеран, Хаббания (Ирак), Каир, Бенгази (Ливия), Валетта (Мальта) и конечная посадка в Бари. Несколько позже туда была переброшена и истребительная эскадрилья, а если быть точнее, то 25 августа они перелетели в Бари с аэродрома Лунга (в другом источнике указан аэродром Бельцы). После размещения экипажи приступили к проведению плановых полетов по доставке различных грузов (вооружение, медикаменты, снаряжение и т. д.) для партизанских отрядов. Летали через Адриатическое море в основном ночью. Также приходилось осуществлять и посадку на специально подготовленных площадках и вывозить раненных. К примеру 25 августа четыре самолета доставили к площадке Бойник груз, а два самолета приземлились и забрали 37 раненных. Такого рода полеты по разным точкам проходили регулярно. Однако иногда задание выполнить не удавалось. Ввиду сплошной облачности не всегда получалось обнаружить сигнал, который подавали партизаны. Груз при этом не сбрасывался и самолеты возвращались на аэродром. К примеру за август неудачей закончились 16 вылетов. Также приходилось выполнять и различные специальные задачи- вывезти важного члена сопротивления или же наоборот забросить людей и т. д. К примеру для переговоров был переброшен через линию фронта главнокомандующий НОАЮ Иосип Броз Тито. Что касается среднего количества боевых вылетов, то скажем за сентябрь 1944 года было выполнено 139 самолето-вылетов. При этом было доставлено почти 212 тонн грузов, вывезено более 400 раненных, а заброшено более 550 человек. Группа АГОН действовала с базы в Италии вплоть до освобождения Белграда (20 октября 1944 года). После чего она была передислоцирована на аэродром Земун (неподалеку от самого Белграда). Заинтересованным читателя очень рекомендую ознакомиться с такими книгами как "Сто ночей в горах Югославии" за авторством П. М. Михайлова и АГОН- авиационная группа особого назначения за авторством А. М. Сергиенко. В них очень подробно рассказано о происходивших тогда событиях. 30 декабря 1944 года полковник В. И. Щелкунов был отозван в Москву. За время работы с АГОН он лично совершил 28 боевых вылетов.
После чего Василий Иванович принимал участие в различных наступательных операциях, а также совершил два боевых вылета по целям расположенным в Берлинском укрепрайоне. 24 апреля 1945 года В. И. Щелкунов был назначен на должность 14-ой гвардейской БАД, которая принимала активное участие в Берлинской наступательной операции. За это время экипажами дивизии было совершено 225 боевых вылетов для нанесения ударов по укреплениям на подступах к столице и 149 вылетов непосредственно для бомбардировки Берлина. Он продолжал командовать этой дивизией и после окончания Великой Отечественной войны до ноября 1947 года. После чего был направлен на учебу в Высшую военную академию Генерального штаба. В. И. Щелкунов успешно ее заканчивает в 1949 году. С 1950 года командовал 79-ым гвардейским БАК, а с августа 1953 года 22-ой гвардейской БАД. В 1951 году он становится военным летчиком первого класса. В январе 1956 года уже генерал-майор авиации (это звание было присвоено 3 августа 1953 года) В. И. Щелкунов уходит в запас.
Награды. Память.
Как уже отмечалось ранее, 16.09.1941 года В. И. Щелкунову было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме этого он был награжден такими орденами и медалями как: три Ордена Красного Знамени (20.06.1949, 08.08.1944, 22.02.1955); четыре ордена Ленина (16.09.1941, 5.06.1945, 18.08.1945, 4.06.1955); Орден Суворова 2-ой степени (29.05.1945); два ордена Красной Звезды; Медалью за оборону Москвы, Медалью за взятие Берлина и некоторыми другими.
После выхода в запас, проживал в городе Тамбове (по улице Советская д. 85). Вел активную общественную деятельность. Состоял в президиуме Тамбовского областного отделения Советского комитета ветеранов войны. Не стало Василия Ивановича 28 октября 1974 года. Его похоронили на Воздвиженском кладбище г. Тамбова. Его именем была названа одна из улиц в городе Великий Устюг. Кроме того в нескольких городах и поселках (Тамбов, Котлас и др.) были установлены мемориальные доски и памятники. Василия Ивановича вспоминают как выдающегося летчика и опытного наставника. Его назначали на выполнение одних из самых рискованных и ответственных заданий. Не менее важна была и подготовка новых летных кадров, которой В. И. Щелкунов занимался в середине войны. Современному поколению остается только равняться на таких людей. Низкий им поклон... В завершении статьи мы приведем фото одного из разделов экспозиции Музейно-выставочного центра Тамбовской области. Он посвящен подвигу В. И. Щелкунова и других летчиков, которые бомбили Берлин в августе 1941 года.
При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, http://10otb.ru/, http://www.warheroes.ru/, http://podvignaroda.ru/, http://allaces.ru/, http://mil.ru/, https://rvio.histrf.ru/, https://kotlaslib.aonb.ru/, http://www.airwar.ru/, книга П. М. Михайлов. Сто ночей в горах Югославии, книга А. М. Сергиенко. АГОН- авиационная группа особого назначения, книга П. И. Хохлов. Над тремя морями, книга А. Д. Цыкин. От "Ильи Муромца" до ракетоносца. Краткий очерк истории Дальней Авиации, книга М. А. Жирохов. Большое небо Дальней Авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне, книга Д. А. Соболев, М. А. Маслов. От Фармана до наших дней. К 100-летию военной авиации России.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.