На прекрасной набережной реки Фонтанки в Питере есть место – само воплощение драгоценностей и ювелирного искусства. Оказывается, в частном музее гениального Карла Фаберже представлены не только знаменитые пасхальные яйца, цветы из дорогих каменьев и камнерезные фигурки. В коллекции царского мастера и всей его команды можно встретить милейшие произведения. И выполнены они на высшем уровне: какой полет фантазии, как тонко вырезаны все мельчайшие детали! Но вот о предназначении этих чарующих предметов, я, к примеру, вообще ничего не знала. Итак, предлагаю всем вместе разгадать шарады российского ювелира.
Они относятся к той категории драгоценного товара (ведь эти вещицы активно продавались и пользовались огромным спросом), который называли не иначе, как «модными фантазийными предметами», в переводе с французского. Проще говоря, очаровательными сувенирами или безделушками из благородных металлов. Для аристократии, людей богатых, состоятельных, подобные творения ювелирного дома были просто незаменимы. Не нужно было ломать голову над тем, что именно презентовать родным и близким. Если шкатулки и сейфы уже ломятся от украшений. А шкафы забиты лучшими платьями.
Безделушки славились искусным исполнением и тем, что они почти полностью копировали окружающую реальность. Люди, животные, птицы и цветы выглядели так реалистично, что покупатели ахали от изумления. Если вы первый раз в жизни увидите нефритовое яблоко от мастерской Фаберже, то не сразу догадаетесь, что сей плод – не шкатулка, не спрятанные внутри часы, не сувенирная коробочка для колец. А самая настоящая драгоценная баночка для обычного клея. Да, к ней только бриллиантовых ножниц не хватает и позолоченной бумаги. Роскошное рукоделие может получиться, в прямом смысле этого слова!
Плодоножка из золота очень похожа на настоящую, она увенчана сверкающим бриллиантом. А внутри яблока, под черенком, спрятана миниатюрная кисточка. А вот еще одна нефритовая «загадка» - зеленая лейка с пурпурной ручкой и насадкой-носиком, которые сотворены из золота. А сверху покрыты слоем эмали. Основания ручки и носик с отверстиями инкрустированы алмазной крошкой. Нет, это вовсе не драгоценная игрушка для куклы. И специальный сосуд, в который насыпали песок. Ведь раньше писали чернилами. Для того чтобы письмо поскорее высохло, сверху его немного посыпали песком.
Как оказалось, владелицей лейки была известная французская балерина Элиза Балетта. Она не только танцевала в Михайловском театре, но и прославилась, как настоящая звезда с немыслимыми гонорарами. Конечно, дело было не только в ее таланте, и не столько в нем. В высшем обществе Санкт-Петербурга все знали, что привлекательная танцовщица согревает ложе женатого господина. Ее покровителем был великий князь Алексей Александрович, глава Морского ведомства Российской империи.
Все отечественные коллекционеры готовы были с руками оторвать камнерезные фигурки животных, птиц, людей. Миниатюрные безделушки, над которыми корпели лучшие мастера Фаберже. Отмечу, что матушка Николая Второго, большая любительница драгоценных вещиц, имела целую коллекцию удивительных фигурок. В память о родине, Дании, она собирала всевозможных слоников. Как исторических символов страны, отраженных в геральдике. Ну а второй частью ее собрания стали мопсы и бульдоги из драгоценных камней. Почему именно они? Быть может, потому, что прозвище «бульдожка» в детстве получил ее покойный муж, император Александр Третий.
Устрашающая бульдожья голова была сделана из розовато-желтой яшмы. Ошейник – из золота, а ноздри, глаза и зубы блестели крошечными бриллиантами. Я долго гадала, для чего нужна эту фигурка? Как оказалось, солидный бульдог мог запросто охранять конфеты. Внизу, под ошейником, спрятана крышечка. А в полость головы можно насыпать сладостей. Милейшая драгоценная бонбоньерка.
Другая, не менее очаровательная конфетница, напоминает нам о временах Людовика Шестнадцатого. Кукольное, изящно выполненное кресло из золота, придумал и создал в 1911-м году Генрих Вигстрем, один из умельцев ювелирного дома Карла Фаберже.
Если выдвинуть зеленую крышку сиденья и немного надавить на нее пальцем, откроется внутренняя полость. В ней хранили самые лучшие конфеты. Ну и дарили, кончено. В конце 19-го-начале 20-го столетия талантливый мастер Михаил Перхин изготовил золотую копию легкого переносного кресла, так называемого «портшеза».
Ох, уж, эта Франция, которая вдохновляла наших ювелиров пышной модой. Крошечное кресло с золотой чеканкой, с уникальной гравировкой в виде орнамента, внутри состояло из перламутровых пластин. С реалистичной имитацией шелковой обивки, с хрустальными окнами и вырезанными по минералу подобиями занавесок.
Просто сказочный портшез! Если вы внимательно посмотрите, то обратите внимание на то, что ручки сувенирного кресла созданы из слоновой кости. Они изображают самые настоящие вязальные спицы. Внутрь воздушной повозки можно было поместить нитки, наперстки или любые другие атрибуты рукодельницы. Вот такая коробочка для шитья, ни то, что современные пластиковые контейнеры, - эксклюзивно, дорого, изящно и со вкусом.