Анализируя свой опыт, решила поделиться с вами принципами, которыми стоит руководствоваться при выборе профессии (?) в сегодняшней реальности. Сохраните, это точно пригодится, если у вас есть дети. Даже если маленькие
1 и самый главный. Понять, что профессий, в привычном понимании, больше нет и не будет. Есть сфера, в которой вы будете разбираться лучше, чем в остальных (да, есть классификаторы, но это больше для унификации и отчетности перед всякими ПФР, СоцСтрахами и проч.)
2. Будет набор знаний (фундаментальных, базовых, то, что называют Hard Skills или жесткие навыки) и компетенций (межпрофессиональных, подходящих под разные профессии, Soft Skills, мягких навыков)
3. Набор знаний и компетенций происходит всю жизнь. Да, вам потребуется усиление в формате обучения в вузе, техникуме, с помощью других платформ, но это короткий промежуток жизни. В нем вы усиливаете то направление, к которому лежит душа
4. Чтобы понять к чему лежит душа, нужно учиться осознанности
- ухаживаете вы (ваш ребенок) за цветами, животными или обожаете путешествовать
- любите читать или решать задачи
Не важно! Нужно осознавать процесс не только не уровне "нравится / не нравится", но глубже. Что нравится? Почему? Что со мной будет, если я не буду этим заниматься? Если я буду заниматься этим при других обстоятельствах, мне будет это нравиться так же? Или есть еще что-то в процессе, что усиливает привлекательность (хороший учитель, классный кабинет, хорошая команда и т.п.)?
5. Расширять кругозор! Хотя бы теоретически. Широкий кругозор помогает раздвинуть рамки. Если нравится физика - это не значит, что можно работать только учителем физики. Если нравятся компьютерные игры - это не значит, что единственный результат из этого действия - испорченное зрение. Если ребенок слушает странную музыку, непонятную вам - это еще не означает, что он "пойдет по наклонной и не станет "приличным человеком"". Расширять кругозор - это не только заставлять ребенка ценить то, что цените вы, НО и попробовать принять то, что ценит он без страха и критики. С диалогом - да. Но без ярлыков и стереотипов
6. Родителям. Учиться слушать, слышать, принимать. Вытекает из предыдущего пункта, но вынесу в отдельный. Ибо повторение - мать учения. Нет ничего хуже неготовности родителей дать возможность ребенку попробовать свои силы. Сломать и заставить делать "так как я сказал(а), я старше - мне виднее" всегда проигрывает поддержке, вере в силы и позволению сделать ошибку
7. Нет, ошибка - это не страшно! Если вы учите ребенка делать выводы (не через "я тебе говорил(а)!!!", а через: "всякое бывает, я верю, что у тебя получится в следующий раз, давай подумаем, что пошло не так, чтобы не допустить подобное еще раз?"), то путь ребенка будет осознанным. Если над ребенком будет висеть дамоклов меч вашего "я же говорил(а)!!!", то даже осознав ошибку, он будет усугублять ситуацию, идя не в том направлении, лишь бы не услышать нравоучения родителей
8. Не делать вид, что ничего не происходит. Бич и смех современной инициативы родителей в процессе помощи в профориентации. Мы хотим помочь выбрать, но мы категорически не хотим слышать ничего о том, что:
- время поменялось
- принципы выбора из прошлого не работают
- тропинка школа-вуз-работа: больше не прямая и может иметь ответвления
- диплом вуза больше не залог успеха
- чтобы ребенок смог выбрать, ему нужно создать условия
- а для этого нужно работать, в том числе, над собой
- нужно отказаться от стереотипов и страхов (они ваши, не ребенка, у ребенка свои сформируются - не надо помогать и передавать свои)
Если хочется оставаться в статике, не проблема, но это не про профориентацию, не про помощь и не про выбор. Это про сохранение status quo. Но сохранить все "так как было" - не про перемены. А перемены требуют изменений. Я очень надеюсь, что у меня получится когда-нибудь донести эту информацию
9. Пробовать. Давать детям пробовать и бросать. Пробовать и рассуждать, применяя п.7 и п.4 данного списка. Осознано и с правом на ошибку. Пробовать кружки (не только английского и робототехники), а вообще всякие. И обсуждать. Спрашивать, спрашивать, но не в виде допроса, а задавая открытые вопросы, которые побуждают к рассуждению. И СЛУШАТЬ, без критики. Важно услышать мысли и не зарубить их на корню. Учитесь считать до 10 и не выпаливать сразу свою критическую оценку (именно неумение промолчать и не выпалить свою критику заставляют ребенка отвечать, в итоге, разговаривать односложными: "нормально", "поел", "все ок", "я не в настроении" и т.п.)
10. Если выполнять все 9 пунктов на протяжении жизни ребенка с вами, выбор сферы произойдет автоматически. Это будет органичное продолжение ваших разговоров в атмосфере доверия и поддержки
Если сейчас ребенок не может выбрать, значит произошел какой-то сбой. Сбой, обычно, происходит в плоскости общения. Нам кажется, что все мы говорим нормально, а на самом деле снижаем мотивацию и не учим выбирать.
1