Найти тему
Советская авиация

Какой была при СССР Монинская учебная аэродромная база и что от неё осталось теперь

Оглавление

Аэродром в подмосковном Монино построен в 1928-1930 годах. Это один из старейших аэродромов СССР. Всю войну на нём базировались различные авиационные полки и дивизии. Однако, в 1956 году авиадивизия была расформирована, т.к. имеющаяся короткая ВПП не позволяла эксплуатировать новую технику. На аэродроме ещё оставалась отдельная военно-транспортная эскадрилья (в/ч 54916), эксплуатировавшая Ли-2, Ил-14 и Ан-8 с соответствующими подразделениями связи и тыла, но в 1962 году была расформирована и она. Тогда ангары и стоянки аэродрома отдали Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского (ВВИА), которая основала здесь одно из своих подразделений ‒ Монинскую учебную аэродромную базу (МУАБ).

Сегодня мы обратимся к уникальным кадрам, снятым в МУАБ в советские годы, и сравним с тем, что там настало после уничтожения ВВИА в её прежнем виде. Часть кадров я взял из кинофильма «50 крылатых лет», снятый в 1970 году любительской киностудией Дома культуры ВВИА им. Н.Е. Жуковского к её 50-летию.

Построение личного состава на плацу. Позади видно специально построенную для МУАБ технико-эксплуатационную часть (ТЭЧ). Справа видно два ангара, построенные в 1930-е годы и сохранившиеся со времён аэродрома.

Кадр из к/ф «50 крылатых лет»
Кадр из к/ф «50 крылатых лет»

А вот таким было это самое место в ноябре 2013 года. Пустота и забвение.

ТЭЧ здесь была, как говорили, «образцовая». Вот уникальный кадр, сделанный внутри здания. Это негатив, найденный на полу в одном из корпусов Академии. Идёт подготовка учебного пособия самолёта МиГ-23 б/н 28 к учебной работе.

-3

А в таком состоянии ТЭЧ пребывает сейчас.

-4

Но основная стоянка учебной техники находилась на улице. В 1970 году здесь имелось огромное количество самолётов Су-7 разных модификаций.

Кадр из к/ф «50 крылатых лет»
Кадр из к/ф «50 крылатых лет»

Для обслуживания был большой автопарк техники, базировавшийся в одном из старых ангаров.

Кадр из к/ф «50 крылатых лет»
Кадр из к/ф «50 крылатых лет»

Это явно снято в ангарах №№ 1 или 2. Вот один из них видно позади за преподавателем Академии, справа.

Кадр из к/ф «50 крылатых лет»
Кадр из к/ф «50 крылатых лет»

Эти же ангары выглядели в 2013 году. Опоры внутри первого появились, скорее всего, после 1994 года, когда другой ангар (№ 6) обрушился под весом снега.

А вот снова 1970 год, автомобили обеспечения выезжают для работы. Первым движется топливозаправщик.

Кадр из к/ф «50 крылатых лет»
Кадр из к/ф «50 крылатых лет»

Вот те же самые плиты, по которым движутся грузовики на верхнем кадре, спустя 43 года.

-10

Техники заправляют учебный самолёт МиГ-21Ф-13. Перед самолётом ставят специальную клетку, чтобы никого не засосало в воздухозаборник, и чтобы не затягивало мусор с земли.

Кадр из к/ф «50 крылатых лет»
Кадр из к/ф «50 крылатых лет»

Обучающийся слушатель приходит и садится в кабину.

Кадр из к/ф «50 крылатых лет»
Кадр из к/ф «50 крылатых лет»

В это время инструктор проходит в кунг.

Кадр из к/ф «50 крылатых лет»
Кадр из к/ф «50 крылатых лет»

Там он садится за пульт, даёт слушателю указания и контролирует их исполнение с секундомером в руках.

Кадр из к/ф «50 крылатых лет»
Кадр из к/ф «50 крылатых лет»

Обучение на самолётах Су-7БКЛ.

Кадр из к/ф «50 крылатых лет»
Кадр из к/ф «50 крылатых лет»
Фото: Олег Зотов
Фото: Олег Зотов

Слушатели в кабине самолёта.

Рядом с Су-7БКЛ преподаватели ВВИА слушают профессора Александра Павловича Реутова (1926-2012) ‒ крупного специалиста по радиолокации.

Кадр из к/ф «50 крылатых лет»
Кадр из к/ф «50 крылатых лет»

Настройка учебной радиоаппаратуры в тёплое время года проводилось прямо на уличной стоянке.

Как и семинарские занятия.

Фото: Олег Зотов
Фото: Олег Зотов
Фото: Александр Рыженко
Фото: Александр Рыженко

Иногда на таких занятиях бывало по-настоящему жарко.

Фото: Евгений Капралов
Фото: Евгений Капралов

А вот такой была учебная стоянка МУАБ в 2010 году, за год до уничтожения тогда уже объединённых ВВИА и ВВА. Спустя два года все эти самолёты и вертолёт окажутся экспонатами Центрального музея ВВС.

-23

Что будет дальше со стоянками и ангарами бывшей МУАБ ‒ неизвестно. Есть надежда, что они будут переданы музею, но в нынешних экономико-политических условиях эта надежда довольно призрачная. Поживём ‒ увидим.

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!