Аэродром в подмосковном Монино построен в 1928-1930 годах. Это один из старейших аэродромов СССР. Всю войну на нём базировались различные авиационные полки и дивизии. Однако, в 1956 году авиадивизия была расформирована, т.к. имеющаяся короткая ВПП не позволяла эксплуатировать новую технику. На аэродроме ещё оставалась отдельная военно-транспортная эскадрилья (в/ч 54916), эксплуатировавшая Ли-2, Ил-14 и Ан-8 с соответствующими подразделениями связи и тыла, но в 1962 году была расформирована и она. Тогда ангары и стоянки аэродрома отдали Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского (ВВИА), которая основала здесь одно из своих подразделений ‒ Монинскую учебную аэродромную базу (МУАБ).
Сегодня мы обратимся к уникальным кадрам, снятым в МУАБ в советские годы, и сравним с тем, что там настало после уничтожения ВВИА в её прежнем виде. Часть кадров я взял из кинофильма «50 крылатых лет», снятый в 1970 году любительской киностудией Дома культуры ВВИА им. Н.Е. Жуковского к её 50-летию.
Построение личного состава на плацу. Позади видно специально построенную для МУАБ технико-эксплуатационную часть (ТЭЧ). Справа видно два ангара, построенные в 1930-е годы и сохранившиеся со времён аэродрома.
А вот таким было это самое место в ноябре 2013 года. Пустота и забвение.
ТЭЧ здесь была, как говорили, «образцовая». Вот уникальный кадр, сделанный внутри здания. Это негатив, найденный на полу в одном из корпусов Академии. Идёт подготовка учебного пособия самолёта МиГ-23 б/н 28 к учебной работе.
А в таком состоянии ТЭЧ пребывает сейчас.
Но основная стоянка учебной техники находилась на улице. В 1970 году здесь имелось огромное количество самолётов Су-7 разных модификаций.
Для обслуживания был большой автопарк техники, базировавшийся в одном из старых ангаров.
Это явно снято в ангарах №№ 1 или 2. Вот один из них видно позади за преподавателем Академии, справа.
Эти же ангары выглядели в 2013 году. Опоры внутри первого появились, скорее всего, после 1994 года, когда другой ангар (№ 6) обрушился под весом снега.
А вот снова 1970 год, автомобили обеспечения выезжают для работы. Первым движется топливозаправщик.
Вот те же самые плиты, по которым движутся грузовики на верхнем кадре, спустя 43 года.
Техники заправляют учебный самолёт МиГ-21Ф-13. Перед самолётом ставят специальную клетку, чтобы никого не засосало в воздухозаборник, и чтобы не затягивало мусор с земли.
Обучающийся слушатель приходит и садится в кабину.
В это время инструктор проходит в кунг.
Там он садится за пульт, даёт слушателю указания и контролирует их исполнение с секундомером в руках.
Обучение на самолётах Су-7БКЛ.
Слушатели в кабине самолёта.
Рядом с Су-7БКЛ преподаватели ВВИА слушают профессора Александра Павловича Реутова (1926-2012) ‒ крупного специалиста по радиолокации.
Настройка учебной радиоаппаратуры в тёплое время года проводилось прямо на уличной стоянке.
Как и семинарские занятия.
Иногда на таких занятиях бывало по-настоящему жарко.
А вот такой была учебная стоянка МУАБ в 2010 году, за год до уничтожения тогда уже объединённых ВВИА и ВВА. Спустя два года все эти самолёты и вертолёт окажутся экспонатами Центрального музея ВВС.
Что будет дальше со стоянками и ангарами бывшей МУАБ ‒ неизвестно. Есть надежда, что они будут переданы музею, но в нынешних экономико-политических условиях эта надежда довольно призрачная. Поживём ‒ увидим.