Найти тему
Валерий Грачиков

У Александра Суворова был подвиг, про который в советские времена не вспоминали. Объясню, почему

Если почитать советские книжки про Александра Суворова, то из них можно почерпнуть массу легенд и увлекательных историй про непобедимого полководца. Но при этом был один, для него лично не такой уж и большой, но, тем не менее, важный жизненный эпизод, про который в СССР при широкой публике если и говорили, то вскользь, без подробностей. Или вообще не упоминали.

Потому что в канву не укладывалось – великий полководец и герой доставил в Москву на расправу «народного вожака», «прогрессивного борца за светлое крестьянское будущее», а на самом деле разбойника, бандита и бунтовщика Емельяна Пугачева. Более того, везти его в железной клетке – это была «гениальная» идея именно Суворова. Конечно, в советские времена про такое старались лишний раз не рассказывать.

Да, поймал Емельяна не сам Суворов. Это за него 19 сентября 1774 года сделали «придворные ампиратора Петра Федоровича», казаки из отряда Пугачева – остатков его повстанческой армии. Ага, свои же приближенные и сдали, когда стало понятно, что веселье подходит к концу.

Самое главное, что у самого Пугачева планов еще было навалом:

«…Я с казаками, коих тут было 164 человека, поехали в степь. Потом рассуждали: куда ехать? И по многим разговорам согласились собрать казаков, взять Гурьев, пуститься на судах в море и плыть в какие ни есть орды, согласить оные и выйти вновь в Россию…»

Не учел он только одного – череда поражений от взявшейся за дело регулярной армии напрочь убила в спутниках по восстанию (ну не поворачивается у меня язык назвать сподвижниками тех, кто в конце концов скрутил своего вожака и выдал его властям, чтобы получить прощение).

-2

Как там все получилось?

«…Когда ж на Узени приехали, то толпы моей чиновные люди меня арестовали. А как сие было со мною учинено немногими людьми, ибо большая часть толпы моей казаки оставались на другой стороне речки, то я хотел было к ним на лошади ускакать и их уговорить, чтобы они за меня вступились, и тех, кто меня заарестовал, самих перевязали… Однако ж, когда я поскакал, то, нагнав меня, поймали, и везли на худой лошади сутки. А как стали обедать, то я схватил было саблю и хотел тех рубить. Однако ж я осилен, и сделан был за мною присмотр еще больше. И так везли к Яицкому городку…»

Да, представляете, те, кто скрутили и арестовали Пугачева, на всякий случай везли его сдавать, не связывая. Просто так, на всякий случай. А вдруг окажется, что он и на самом деле император Петр Федорович, а мы его веревками… Но потом встретили начальство:

«…Высланной из городка сотник, поговоря с прежними моими сообщниками, сказал: "Для чего, если задумали весть в городок, не связали?" А как те сообщники мои еще и в то время думали, что я государь, то вязать меня не хотели. Потом объявленной сотник посадил меня в колодку. И так привезен в Яицкой городок…»

А где же тут Суворов?

Он, мои читатели, все это время шел по пятам. Спешил изо всех сил, чтобы заслужить славу в борьбе с мятежниками. Тем более, что Александр Васильевич у нас был специалист по погоням за повстанцами – напомню, что до того, как на него снизошла заслуженная слава в сражениях с турками, Суворов ударно гонялся по Речи Посполитой за тамошними повстанцами – барскими конфедератами (барские – от названия города Бар, в котором эта конфедерация была создана). Но к захвату не успел.

-3

И ведь Пугачев был совсем рядом и Суворов рассчитывал:

«с моими малыми людьми на него тотчас ударить; но лошади все выбраны были, чего ради я пустился вплавь, на судне, в Царицын»

Между ним и Пугачевым было несколько дней пути, но можно не сомневаться, что, если бы казаки его не скрутили, Суворов бы точно догнал. Потому что для Суворова какие-то «четыре дня пути» - это вообще не расстояние. И закончилось все так:

«…Я тотчас разделил партии, чтоб его ловить, но узнал, что его уральцы, увидя сближения наши, от страху его связали и бросились с ним стремглав в Уральск, куда я в те же сутки прибыл…»

Главное – правильно рапорт составить. А то твои успехи не оценят.

-4

После этого была клетка, в которую посадили Пугачева и генерал-поручик Суворов как старший конвоир «вора»:

«…Немедленно принял я его в мои руки, пошел с ним чрез уральскую степь назад, при непрестанном беспокойствии от киргизцов, которые одного ближнего при мне убили и адъютанта ранили, и отдал его генералу графу Петру Ивановичу Панину, в Симбирске…»

Интересно, что те, кто скрутили «императора Петра Федоровича» в итоге на самом деле серьезного наказания избежали. Во всяком случае, не на виселицу отправились, а всего лишь на поселение в Прибалтику.

------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм