Найти тему
Юристы Смирновы КЕ

Что делать если вам навязывают услуги?

Часто мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда нам навязываются ненужные услуги. С такими предложениями можно столкнуться в самых разных сферах. При этом, клиенту не просто предлагается сопутствующая опция, а озвучиваются условия, при которых невозможно получить главную услугу без дополнительной.

Когда понять, что вам навязывают услугу?

Навязывание каких-либо услуг – это осознанное принуждение покупателя со стороны продавца или же какой-либо компании заключит как письменный, так и устный договор на приобретение какого-либо товара или дополнительных платных услуг к прилагаемому товару. 

Люди заинтересованы в том, чтобы реализовать как можно больше своих товаров или услуг. Для этого они используют различные уловки. Не всегда клиенты оказываются достаточно компетентны в вопросах, связанных с приобретением необходимого ему товара или услуги. Человек, руководствуясь психологическими приемами и различными маркетинговыми ходами, старается сбыть старый товар, непопулярную услугу или навязать еще парочку услуг, чтобы ценник был как можно выше.

К навязыванию услуг можно отнести следующие действия со стороны магазина или организации:

  • Отказ покупателю или клиенту в предоставлении ему какой-либо основной услуги или товара, если клиент отказывается приобретать дополнительные услуги.
  • Включение в заключаемый между сторонами договор дополнительных услуг платного типа без соответствующего на то согласия клиента.
  • Отказ устранять какие-либо выявленные и указанные клиентом недостатки по гарантийному сроку, если клиент не приобрел дополнительную услугу. 

По закону

Навязывание услуг потребителю является незаконным маркетинговым ходом со стороны организации, их предоставляющей. Статья 16 закона «О защите прав потребителей» защищает интересы граждан в данном вопросе. Основные положения нормативного акта сводятся к следующему:

  • Продавец не имеет права обуславливать приобретение необходимого товара или услуги покупкой другого товара или приобретением ненужного вида сервиса.
  • Торговая организация не в праве включать в договор с потребителем условия, ущемляющие права последнего.
  • Организация, предоставляющая услуги, не имеет права предоставлять сопутствующий сервис без согласия потребителя. В противном случае, лицо, в отношении которого была оказана дополнительная услуга, имеет полное право за нее не платить.
ВАЖНО! Если в результате действия навязанного договора, потребитель вынужден понести материальные затраты, поставщик услуг обязан их возместить в ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ.

Для того, чтобы не превратиться в жертву, необходимо:

  • Внимательно, с особой тщательностью изучать условия, прописанные в договорах.
  • Обращать особое внимание на какие-либо появляющиеся в договоре неизвестные или же просто непонятные пункты.
  • В обязательном порядке требовать их уточнения и объяснения.
  • В случае предложения каких-либо дополнительных услуг и товаров в обязательном порядке интересоваться, существует ли какая-либо возможность самостоятельно в процессе подписания договора или после него отказаться от дополнительных товаров или услуг.
  • Также, если в компании, предоставляющей услуги, не вышло договориться, необходимо написать в адрес директора письменную претензию с обязательным описанием всей ситуации.
  • В случае возникновения каких-либо разногласий необходимо обращаться к руководителю организации, навязывающей услуги.
  • Также можно обратиться за помощью к юристу, в правоохранительные органы или же в государственные органы, компетентные в разрешении данных ситуаций.
  • Доказательствами в данном случае могут быть различные документы, а также аудио или видеозапись, а также сам договор. 

Ваши права

Вы должны знать, что навязывание ненужного товара или услуги противозаконно, и важно отстаивать свои интересы.

Покупателю предоставлены следующие права:

  • свобода при выборе товаров или услуг;
  • отсутствие внешнего давления;
  • не допускается навязывание товаров или услуги;
  • покупатель в праве просить возмещение за понесенные расходы.

Потребитель имеет право получить всю интересующую его информацию о товаре или услуге. Это прописано в законе «О защите прав потребителей», продавец не имеет право отказать в представлении всех интересующих данных.

Во избежание неприятных ситуаций и навязывание услуг потребителю в дальнейшем, стоит внимательно читать договор перед его подписанием!

Куда бежать, если все-таки попался?

В случае выявления факта того, что компания называет услуги, человек может обращаться за помощью к следующим компаниям:

  • Роспотребнадзор. Служба занимается обеспечением того, чтобы все компании и физические лица соблюдали нормы действующего законодательства в области ЗоЗПП. Человек имеет право подавать жалобу в территориальные органы, причем он имеет право на то, чтобы подавать эту жалобу лично, а также по почте или же посредством интернет-технологий.
  • ФАС. Федеральная антимонопольная служба (комитет) также занимается рассмотрением жалоб от заявителей обо всех случаях финансовых нарушений (а ведь навязывание товаров и услуг тоже относится к финансовым нарушениям).
  • Прокуратура. Также нелишним, хоть это и необязательно, будет обратиться за помощью в прокуратура. Именно этот орган обладает достаточной компетенцией для того, чтобы инициировать проверку в случае обращения гражданина по вопросу нарушения потребительских прав. Что же касается Роспотребнадзора, то он тоже в состоянии сделать это, но лишь после соответствующего согласия со стороны прокуратуры.
  • Суд. Если человек понес убытки из-за того, что компания не соблюдает законодательство и занимается навязыванием услуг или товаров, защитить потребительские права можно в суде.

ВАЖНО!

Если продавец активно навязывает свои услуги, не смотря на нежелание клиента воспользоваться дополнительной опцией, необходимо сослаться на закон «О защите прав потребителей». В большинстве случаев этого бывает достаточно. Если продавец стоит на своем и отказывает потребителю в продаже основной услуги, стоит обратиться в вышестоящие инстанции.

В случае факта навязывания услуг, закон стоит на стороне потребителя. Но, готовясь подать иск в суд, следует позаботиться о доказательной базе. Доказать факт правонарушения помогут аудио-видеоматериалы, голосовая запись с диктофона.

Чтобы добиться успеха в деле наказания торговой организации, злоупотребляющей нормами права, следует заручиться поддержкой хорошего юриста.

Если вам требуется помощь юриста, то загляните на наш сайт и запишитесь на бесплатную консультацию.

***

Подписывайтесь на страницу Смирновы КЕ в Яндекс.Дзен и читайте самые интересные факты и истории о решении правовых проблем в России

-2