Найти в Дзене
Южная жизнь

Травалёв - прекрасный хуторок, где не до каждого дома доедешь на автомобиле из-за разрушенных мостов

Если доехать до южной окраины города Хадыженска (в Апшеронском районе Краснодарского края), то указатель предложит проехать дальше, в хутор Травалёв. От такого путешествия трудно удержаться, особенно когда не был в этом хуторе очень давно.

Я еду по асфальтированной дороге вдоль домиков и газопровода.

Выезд из Хадыженска в сторону хутора Травалёв
Выезд из Хадыженска в сторону хутора Травалёв

Дальше путь лежит среди леса. Из коммуникаций в хутор тянутся только электрические провода.

Асфальт закончился, значит я въехала на территорию Травалёва.

Его самая длинная и основная улица Чкалова извивается по левому берегу реки Хадажка, затем через мост переходит на другой берег. От неё отходят в стороны четыре небольших улочки. Правда сразу не поймешь - это дорога в лес или улица, где дома не видны среди густых зарослей.

Дома на хуторе иногда стоят настолько далеко друг от друга, что не понятно - это улица или дорога в лес
Дома на хуторе иногда стоят настолько далеко друг от друга, что не понятно - это улица или дорога в лес

Здесь очень тепло и влажно. В этот январский дождливый день дует ласковый ветерок, температура воздуха +15 и снег на глазах тает, наполняя реку и ручьи мутной водой.

Река Хадажка
Река Хадажка

В лесу, среди зарослей фундука, проглядывают руины дома и остатки забора. Их сразу и не заметишь, так отлично они сливаются с красками леса.

Первый дом при въезде в хутор разрушен
Первый дом при въезде в хутор разрушен

Я перешла через ручей и попала во двор, заросший буйной растительностью. Кусты бережно скрывают от любопытных глаз турлучные стены и окна, которые постепенно растворяются во времени.

И таких домов в хуторе десятки. У некоторых ещё цела крыша, где-то целы застеклённые окна и веранды, но многие хаты превратились в груду старых гнилых досок. Лес отвоёвывает назад свои владения, с которых его потеснили люди более ста лет назад.

Точная дата основания хутора неизвестна. На карте Кавказского края 1877 года он уже есть и обозначен как хутор Трабалев. Краеведы считают это опечаткой, поскольку на поздних картах населённый пункт обозначен как Травалёв.

Когда слышишь название хутора - думаешь, что это фамилия его основателя. Но такой фамилии нет ни в списках переселенцев прошлого и позапрошлого веков, ни в списках современников.

На основании материалов, собранных Краснодарским Региональным Отделением Русского Географического Общества, очевидно, что название хутора имеет итальянские корни. В 1867 году, в этой местности началась "нефтяная лихорадка". Существует информация о том, что итальянская компания получила "концессию" на разработку недр. Для рабочих построили посёлок в долинах, образованных рекой Хадажкой и её притоками.

По-итальянски описание местности звучит как "tra le valli", что означает «среди долин". Русские рабочие адаптировали топоним под удобное произношение. За десятки лет слово "обкаталось"и получилось уникальное название - Травалёв.

В этой местности долгие годы занимались нефтедобычей, лесным промыслом и деревообработкой. Эти отрасли давали ощутимый вклад в экономику района.

По словам старожилов, население хутора в 1960-ом году составляло 3 тысячи человек. Была своя школа, радиоузел, сельский клуб, магазин.

Сельский клуб стоит до сих пор. Рядом с ним детская площадка и вышка сотовой связи, которая устойчиво работает только в этой части хутора. Интернета нет.

Сейчас население хутора чуть более 400 человек. Жилых домов осталось не более ста. Много домов используется как летние дачи. В Травалёве нет ни водопровода, ни газа. Топят все дровами.

Большинство строений это ветхие домики возведённые в 60-е годы прошлого века. Построены они из дуба и по словам собственников простоят ещё сто лет при должном уходе.

В начале нулевых, когда у людей появились деньги, стало модно иметь дачу в экологически чистых местах в горах, среди леса, чтобы летом отдыхать в прохладе. Многие краснодарцы искали подобные поселения. Те, у кого не хватило денег купить "фазенду" в Горячеключевском районе, опрометчиво вложили деньги в Травалёвские хаты. Теперь не могут продать.

Есть в Травалёве и новые дома, и строящиеся. Видимо кого-то привлекает эта глушь до сих пор.

Увидела я дворы, где жители держат коров, птицу, сажают большие огороды.

Конечно природа здесь великолепна. Куда не посмотришь - открываются невероятной красоты пейзажи. Местные жители верят, что кто нибудь инвестирует свои деньги в Травалёв и откроет здесь туристическую базу.

А пока в хуторе нет денег даже на ремонт мостов.

В Травалёве всего три моста и по двум из них нельзя проехать на автомобиле.

В 2018 году один из мостов признали ветхим и закрыли проезд по нему. А в марте 2019 года его опору подмыло и он рухнул в реку. 17 жителей хутора оказались окончательно отрезаны от "большой земли". Некоторое время они вброд, подстраховываясь верёвочкой, переходили реку, пока им не построили пешеходный мост.

Новый пешеходный мост взамен старого, автомобильного. Автомобильный строится на прежнем месте, но пока его возведение не окончено
Новый пешеходный мост взамен старого, автомобильного. Автомобильный строится на прежнем месте, но пока его возведение не окончено

Центральный мост хутора держался дольше. Местные прозвали его "пианино", потому, что при проезде по нему доски скакали как клавиши и издавали тревожные звуки. Теперь и он стал непригодным для эксплуатации, по нему закрыто движение на автомобиле.

Слева от этого моста есть брод через реку, который можно преодолеть на легковой машине когда Хадажка маловодна - с июля по октябрь.

Но даже переехав по мелководью здесь, всё равно, на улицу Тихую не проедешь, потому, что новый мост для проезда автотранспорта до сих пор не построили.

Сейчас большая часть жилых домов хутора Травалёв отрезана от автомобильного сообщения с городом.

Мост пока выдержит только пешехода
Мост пока выдержит только пешехода

Местные жители и их гости вынуждены оставлять автомобили на центральной площади хутора и идти пешком домой. Как до них доедет Скорая помощь или пожарная машина не хочется даже представлять.