Любой должник по займам или кредитам рано или поздно сталкивается с такими людьми, как коллекторы. Сначала кредиторы всеми силами пытаются выбить оплату самостоятельно, но если ничего не получается, то они обращаются в коллекторские агентства, и хорошо, если официальные.
Известны случаи, когда малоизвестные банки или МФО пользуются услугами нелегальных коллекторов, которые используют совсем незаконные методы для выбивания долгов. Мы рассмотрим, как общаться с официальными коллекторами, так как бороться с нелегалами просто - подать на них заявление в полицию или прокуратуру.
С официальными сотрудниками коллекторских агентств труднее, ведь они редко нарушают закон, а звонить и приходить не перестают. Если следовать определенным правилам., эти взыскатели не смогут принести особых проблем.
Самое главное - вести себя нужно уверенно, не мямлить и не показывать страха. Вы должны знать все свои права и быть знакомы с Законом о коллекторской деятельности.
Перед тем, как рассказать об основных правилах общения с коллекторами, хотим дать рекомендацию. Если просрочка у вас только возникла или вот-вот появится, так как денег на оплату у вас нет, не стоит просто ждать - нужно сразу же действовать. Возьмите еще один займ (но только под 0%), чтобы погасить действующую задолженность.
Вернуть новую ссуду нужно будет через 3-4 недели. Если свои деньги так и не появятся, можно снова оформить займ и тоже под 0%, но уже в другой МФО, так как данная ставка распространяется только на новых клиентов.
Можно поочередно обращаться в следующие компании, выдающие деньги по ставке в 0%:
Всего в списке кредиторов, проводящих акцию под ноль, свыше 30 официальных МФО. Все они популярные и надежные, работают с лицензией и подчиняются указаниям Центробанка.
Как нужно общаться с коллекторами?
Коллекторов в народе называют выбивателями долгов. В теории такие работники агентств должны не только выбивать долги, но и помогать человеку консультацией по задолженностям, в поиске источников финансирования или вариантов реструктуризации. А по факту такие люди иногда действуют с нарушениями закона, только нужно вовремя фиксировать такие действия.
Должники боятся звонков и визитов коллекторов, так как слава о них не самая лучшая. Известны действительно страшные случаи, как коллекторы жестко обращались с должниками. На самом деле с тех пор многое изменилось, теперь за деятельностью таких агентств тщательно следит ФССП.
Крайне неверное действие - бояться коллекторов, так как в этом случае они точно в покое не оставят. Эти работники сами опасаются должников - тех, кто проявляет безразличие и ловко оперирует законами.
Вы должны знать, что запрещено делать коллекторам по закону:
- Угрожать вам и вашим близким.
- Звонить чаще 1 раза в день, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц.
- Давить на вас психологически и это давление носит слишком агрессивный характер.
- Вводить вас в заблуждение, к примеру, говорить о том, что вам уже угрожает уголовная ответственность.
- Звонить и приходить к должникам с 22 вечера до 8 утра в будние, с 20 часов вечера до 9 утра в выходные.
- Назначать личные встречи и приходить чаще одного раза в неделю.
- Наносить ущерб имуществу.
- Воздействовать физически.
- Взаимодействовать с теми, кто лежит в больнице или является инвалидом 1 группы.
Вести себя следует так:
- Нужно быть уверенным в себе и вести себя спокойно. Нельзя допускать того, чтобы коллектор чувствовал себя сильнее вас, на этой "вечеринке" королем должны быть вы. Ни в коем случае не показывайте волнения, неуверенности, не мямлите и не говорите дрожащим голосом. Старайтесь максимально сдерживаться.
- Покажите коллектору, что вы знаете закон и конкретные статьи, знакомы со своими правами и в курсе, какие действия коллекторов противоречат закону.
- Если вы не планируете рассчитываться по задолженности (например, просто не хотите или средств и так еле хватает на жизнь), то сразу так и скажите сотруднику - "Платить нечем и дополнительных средств не предвидится, подавайте в суд".
Кстати, иска на вас в суд бояться не стоит. Во-первых, сразу же остановят начисление всех процентов и штрафов - долг перестанет расти. Во-вторых, судьи часто становятся на сторону должников, которые не платят из-за снижения достатка - им оставляют к выплате только основной долг. Если у вас нет имущества в собственности, то пристав просто назначит принудительное списание с вашей зарплатной карты - ежемесячно до 50% заработка. Таким путем вы постепенно вернете задолженность.
- По закону вы можете отказаться от взаимодействие с коллекторами. Вам следует написать соответствующее заявление в агентство, после чего от вас отстанут.
Помните о том, что вы имеете право не поднимать трубку и не открывать дверь коллектору. Можно так ему и сказать.
Если же вы планируете пожаловаться на коллектора или написать заявление на него в полицию, то наоборот подольше разговаривайте, чтобы успеть записать на диктофон все нарушения.
Кстати, коллекторы очень боятся полиции и ФССП, поэтому при любом противоправном действии с их стороны, говорите, что пожалуетесь в полицию, прокуратуру и ФССП. Такие действия прекратятся. Ведь любое агентство боится потерять лицензии и свои доходы.
Правила разговора
Если вы имеете долг перед популярными российскими банками, то опасаться их коллекторов не стоит. Они обращаются только в официальные агентства, сотрудники которых не нарушают закон, а просто информируют должника о сумме задолженности и предлагают варианты решения проблемы.
Если же речь о МФО, то все может быть сложнее. Именно малоизвестные микрофинансовые компании зачастую работают с коллекторами, которые часто нарушают закон. Иногда у таких кредиторов есть свои отделы по взысканию, в которых работники выбивают долги еще жестче нелегальных коллекторов.
Банки и МФО могут взыскивать свои деньги через суд, но вторые делают это крайне редко, так как суммы не такие большие и тратиться на судебные издержки и на адвоката неразумно. Поэтому они просто продают долги коллекторам.
При звонке или визите коллектор обязан представиться и назвать то агентство, чьи интересы он представляет. Так работают легалы. Если сотрудник не дал вам данную информацию, спросите у него и запишите сведения, так как впоследствии они могут понадобиться. Многие в этот момент бросают трубку.
Коллекторы во время диалога используют определенные макеты и правила:
- Их интонация уверенная, а голос чуть выше среднего.
- Сотрудник задает много вопросов. Вам следует либо игнорировать их, либо в ответ задавать много вопросов. Обычно тот, кто больше спрашивает, руководит ситуацией.
- Коллекторы не спрашивают причины, по которым возникла просрочка - им это не интересно. Они интересуются личной жизнь должника и информацией о людях, которые его окружают.
- Рассказывают негативных последствия неуплаты, часто приукрашивают (однако угрожать уголовным наказанием и изъятием имущества им запрещено, да и сделать они этого не могут). Предлагают что-нибудь продать, чтобы были деньги на долг, или одолжить.
- Цель коллектора - услышать в ответ на его вопросы согласие оплатить долг, пусть даже некоторой части до определенной даты.
Любой коллектор стремится руководить разговором, чтобы он был главным в данном диалоге, задавал вопросы, а вы оправдывались. Они используют психологическое давление, чтобы заставить должника бояться.
Кстати, если это давление слишком агрессивное - повод для вас посетить полицию и написать заявление. Вы можете не продолжать разговор с коллектором, если он угрожает, кричит, оскорбляет. Либо записать все это и передать в правоохранительные органы.
Ваши действия должны быть такими:
- Не впадайте в истерику. Говорите спокойным тоном. Если коллектор выведет вас на эмоции - значит, он нашел ваши слабые места и будет стараться на них давить.
- Не обещайте платить, если не собираетесь этого делать. Отправляйте собеседника в суд.
- Узнайте, можно ли произвести реструктуризацию вашего долга, к примеру, оплачивать частями, продлить долг возврата, простить часть процентов и штрафов.
- Не рассказывайте ничего о людях, которые вас окружают, и о себе.
- Записывайте все разговоры по телефону или во время встреч на диктофон.
Как законно отказаться от общения с коллекторами?
К сожалению, не все должники знают, что они имеют законное право отказаться от любого взаимодействия с коллекторами. Такое право возникает через 4 месяца с момента образования просрочки.
Заполненный бланк отказа, который можно скачать на сайте ФССП, передайте в коллекторское агентство или кредитное учреждение, перед которым образовался просроченный долг. Заявление можно занести лично или отправить по электронной почте.
Если в результате данных действий коллекторы не унимаются, жалуйтесь в ФССП.
Важно! Если банк решит подать на вас иск, то на срок до 2 месяцев он снова может привлечь коллекторов, так как действие заявления прерывается.
Если коллектор нарушает закон, реагируйте сразу же. При любом нарушении жалуйтесь в ФССП, которая контролирует деятельность таких агентств. Если угрожают, причиняют вред здоровью или имуществу - обращайтесь в полицию или прокуратуру.