Найти в Дзене
Волжский химик

Как устроена типография

В начале было слово… И день, когда его впервые в нашей стране напечатали на бумаге, стал праздником для всех, кто связан с печатным делом и типографией. День российской печати отмечают и журналисты, и полиграфисты. Какие краски используют в газетной печати? Что такое фальцовка? О тонкостях работы печатников и многом другом корреспондентам «Волжского химика» рассказали в самарской типографии «Ньюс-Принт».

Форма для содержания

Маршрут для экскурсии не случаен – именно здесь дважды в месяц выходит наша корпоративная газета. Самарское полиграфическое предприятие «Ньюс-Принт» – типография с историей. Она образовалась после закрытия самарского Дома печати, который больше полувека был одним из крупнейших издательств Поволжья.

«Коммерсант», «Аргументы и факты», «Волжская коммуна», «Площадь Свободы», журнал «Телесемь» – список известных изданий, которые печатают в «Ньюс-Принт», можно продолжать. Кроме нашего «Волжского химика», здесь выходит в свет корпоративная газета РЖД – «Гудок».

Перед тем как отправить газету в печать, над её размерами и яркостью цветов работают операторы – с помощью компьютерных программ задают нужные параметры. Затем газета отправляется на участок изготовления формы, и на алюминиевой пластине отпечатывают оттиск четырех полос формата А3.

Ещё пару десятков лет назад многие слышали, что газеты лучше «поменьше трогать», потому что их краска может навредить здоровью. Раньше так и было: печатную форму изготавливали с применением свинца. Бумага плотно соприкасалась с ней и впитывала вредные частицы. Но это в прошлом – теперь печатную форму делают из безопасного материала. Перед установкой формы в аппарат её готовят – обрезают, загибают края. Это нужно, чтобы не было смещения изображения и скосов.

– Форма должна быть идеально ровной и чистой, без сколов и царапин, – иначе это скажется на качестве газеты, – говорит технолог.

Для печати одной цветной полосы требуется четыре формы: пурпурного, голубого, желтого и черного цветов. Это базовые цвета, при сведении они дают полноцветное изображение.

Каждую форму ставят на своё место в печатном аппарате. Хотя это скорее «печатная башня»: один над другим стоят четыре печатных станка, по одному на каждый цвет. Густая краска для них поступает под давлением по шлангам из бочек. Из пистолетов, похожих на те, что можно увидеть на бензоколонках, печатники наливают краску в печатные корыта.

Раздается громкий гудок – он звучит перед каждым включением машины. Это сигнал печатникам: можно приступать к работе. Такое оповещение нужно для того, чтобы никто из них не получил травму. Сигнал дают и перед завершением работы.

-2

Бумага, краска и вода

Проходя по цеху, видим десятки больших бобин с рулонами бумаги для печати.

– Здесь бумага проходит акклиматизацию, – поясняет Светлана Мелёшина. – Держать её в холоде ни в коем случае нельзя. Она должна иметь комнатную температуру. Это необходимо, чтобы сохранить и улучшить её качество и свойства при печати.

У печатников к бумаге особые требования: высокая плотность, белизна, впитываемость, прочность, чтобы она не рвалась в процессе печати и в руках у читателей. Хранят бумагу для газетной печати в сухом месте. Чтобы избежать деформации, она должна сохранять необходимый уровень влажности.

– При печати используют не только краску, но и воду. Это позволяет сохранить качество бумаги и сделать цвета более насыщенными, – поясняет технолог.

Вращаются валы, бумага поступает в печатный аппарат. Всё происходит с большой скоростью – за час машина выдает 30 тысяч экземпляров. Помимо непосредственно печати, башня ещё может сушить газету – при работе на мелованной бумаге без этого никак, но для газетной бумаги инфракрасную сушку отключают.

-3

«Фальц» – значит сгиб

Далее идёт один из самых интересных и зрелищных этапов на пути рождения газеты – это фальцевание. Газета идёт сплошным полотном, прежде чем поступает в фальцаппарат – он сгибает её, режет на полосы и сворачивает. В «Ньюс-Принт» два фальцаппарата – это позволяет параллельно выпускать сразу два издания газет. Есть возможность сделать так, чтобы пять печатных башен работали на один фальцаппарат, чтобы получить газету в 40 полос.

Можно долго смотреть на то, как аккуратно, быстро и гладко фальцаппараты сворачивают газеты – это зрелище способно завораживать даже тех сотрудников, которые не первый год работают в типографии.

Командная работа

Печать газеты – красивый процесс, и он требует очень много усилий. Первые вышедшие экземпляры – некондиция, они отправляются в макулатуру. На каждый тираж выписывают определенное количество техотходов, в которое бригада должна уложиться.

Все печатники заняты делом: нужно всё отладить и сверить. Бригадир проверяет совмещение красок – для этого есть контрольные метки, проверяет цвета. Если что-то не так – настраивают.

– Газета не сразу получается хорошей, – рассказывает Светлана Мелёшина. – Какое-то время аппараты расходятся, печатники регулируют краску. Это должно происходить быстро, чтобы уложиться в объем техотходов. Всего в типографии работает восемь печатников. Сколько выходит в смену зависит от объема работы. Каждый в бригаде знает свою зону ответственности, бригадиру даже ничего говорить не нужно – настолько коллектив сработался. Всё-таки выпуск газеты – это командная работа.

Выход в свет

Бригадир дает отмашку – всё хорошо, и тогда газету упаковывают. После фальцовки газета движется по конвейеру и проходит через специальную машинку, с щелчком отсчитывающую по 100 экземпляров. Приемщики сколачивают газетные пачки и упаковывают: заворачивают в листы газет из техотходов и перевязывают лентой. Такие пачки хорошо знают читатели «Волжского химика»: когда газету из типографии привозят на завод, мы разворачиваем упаковку, чтобы поместить свежие газеты на информационные стойки на проходных.

Помимо газет, «Ньюс-Принт» ещё печатает журналы. Для этого в типографии есть складско-швейно-резальный агрегат: шесть секций плюс ещё одна для обложки. Тетради (то есть листы) через них идут потоком, собираются в блок, который скрепляют скобой. Затем журнал складывают и обрезают с трёх сторон. Таким способом типография может выпустить журнал до 130 страниц.

Готовые пачки отправляют на участок экспедирования, где они ждут прибытия машин для развоза. Фуры увозят газеты в ночь, чтобы утром они уже были в руках у читателей: хрустящие и пахнущие типографской краской.

Татьяна Диулина и Ольга Тебенкова для "Волжского химика"