Когда на Руси появился промысел по ловле жемчуга не известно. Но уже в 10 веке его применяли в качестве украшений. Объем использования речного жемчуга в старину трудно определить, так как, например, в изделиях 12-13 веков применяли совместно с отечественным жемчугом и заморский - с Индийского океана, а порой и стеклянные бусы. Жемчуг применяли в шитье по льну и шелку, бархату и парче. Им украшали одежду, головные уборы. Его использовали для украшения икон, церковного облачения и утвари. На Руси в жемчуге ходили и цари, и простой народ (свадебный наряд невесты). Мода на жемчуг достигла своего пика в 15 -17 веках. Вот как описывает одежду богатых женщин (дворянок и купчих) английский дипломат при русском дворе Джон Флетчер (1579-1625) в сочинение «О государстве Русском»:
Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом... На шее носят ожерелье, в три и четыре пальца шириной, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями... На руках носят весьма красивое запястье, шириною пальца в два, из жемчуга и дорогих каменьев. У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи, вышитые жемчугом. Такова парадная одежда знатных женщин в России.
Джон Флетчер «О государстве Русском»
С 15 века появляются исторические данные о промысле русского речного жемчуга. Считается, что около полторы сотни русских рек были жемчугоносными, а половина из них – промысловыми. При царе Федоре Иоанновиче (1584–1598 гг.) одной из статей внешней торговли являлся “жемчуг Новгородский”. В начале 18 века жемчужный промысел затронули реформы императора Петра Великого . В указе 1721 года, ради увеличения и упорядочения добычи, запрещался лов жемчуга без государственного разрешения. Организовывать промысел могли только доверенные лица из дворян. Принятые меры не дали желаемого результата, объемы добычи сокращались. Уже в 1731 году государство было вынуждено разрешить заниматься промыслом по ловле жемчуга всем желающим, при условии, что чистый крупный жемчуг, размером с «воробьиное яйцо», нужно было сдавать в Коммерц-коллегию за вознаграждение. В 1736 и 1766 годах добытчикам жемчуга предоставлялись дополнительные льготы.
В реках Кольского полуострова и Карелии массово добывать жемчуг стали в 18 веке. В 1752 году по указу Елизаветы Петровны Государственная адмиралтейская коллегия и Архангелогородская губернская канцелярия снарядили экспедицию для поиска жемчуга в реках бассейна Белого моря и Онежского озера. Исследования показали хорошие результаты и положили начало жемчужному промыслу в этих регионах. В 19 веке наиболее широко жемчужный промысел был распространен в Архангельской и Олонецкой губерниях. Активная добыча велась в реках Суме, Онеге, Шуе, Кеми, Умбе, Варзуге, Ковде, Поное, Порье, Губе, Коле, Печеньге, Повенце, Вытегре, Сывтуге, Сомбе, Ивенге, Коже, Нименьге и других северных реках.
Принятые меры увеличили добычу жемчуга. К 1860 г. экспорт жемчуга составлял 182 000 рублей. К сожалению, нерегулируемый промысел нанес вред популяции жемчужницы во многих реках. Объемы добытого жемчуга резко стали сокращаться по всей стране. В 1870 году прибыль от жемчуга упала до 1500 рублей. Правительство попыталось навести порядок в отрасли путем издания специальных правил. В “Уставе Сельского хозяйства” был внесен раздел про лов жемчуга, который состоял из восьми статей. Там пояснялось, каким способом необходимо было вести промысел для сохранения раковин с жемчугом. Но вернуться к прежнему уровню уже не смогли. До начала XX века промысел жемчуга в северных реках продолжался вестись отдельными семьями или небольшими артельями. Для крестьянского хозяйства такой промысел составлял хорошую доходную статью, хоть и не приносил богатства.
Жемчуг ловили с 15 июня, когда вода в реках убывает, до 15 августа, пока вода в реке не становилась холодной, хотя в соответствии “Устава” разрешалось только с половины июля до половины августа. Раковины вылавливали руками и выбрасывались на берег. Порой применяли сачок из крупной сетки или драгу. В отдельных случаях использовали раму - приспособление из четырех кольев для сбора раковины со дна. Для извлечения жемчужниц с глубоких мест использовали щипец - шест из дерева конец которого был расщеплен. На глубоких местах лов производился с плота. В плоту делали отверстие, в которое погружали трубу из бересты - "бурак". Через такой «водогляд», ловцы высматривали на дне реки скопления раковин. В редких случаях применяли особые подзорные трубы. Большинство крестьян предпочитали заниматься ловом жемчуга руками на небольшой глубине. Только профессиональные артели применяли технологические приемы и могли собирать раковины с глубины. Собранный жемчуг с северных рек доставляли в Архангельск, где продавали от 1 до 20 рублей за штуку в зависимости от размеров и качества (данные за 1890 год). На месте торговцы у крестьян закупали жемчуг от 20 копеек до 5 рублей. Скупщики старались брать по самой низкой цене и зачастую ловцы зарабатывали около 50 рублей за сезон. Для сравнения - ржаной хлеб стоил 3 копеек за 400 грамм, а 1 кг говядины – 46 копеек.
В разных регионах Севера к ловле жемчуга относились по разному. Где было развито сельское хозяйство, там промысел был дополнительным источником дохода. Им занимались женщины и подростки. В местах со скудной почвой, жемчужный промысел являлся профессиональной мужской деятельностью. Для успешности дела, жемчужные места держали в секрете или пользовались удаленными реками. Информацию о промысле профессионалы своего дела передавали по наследству, а порой занимались и разведением жемчужниц. Сохранились сведения, что Строгановы в своём имении на реке Иксе (приток Северной Двины), “воспитывали жемчужные раковины”. По «Уставу» полагалось бережно изымать «зрелый» жемчуг и отпускать раковины обратно в воду. Раковины с мелким жемчугом трогать не разрешалось, но ловцы не соблюдали требования, вылавливали все подряд и не пытались сохранять раковины целыми. Как результат, с каждым годом жемчужниц становилось все меньше.
Ловлей жемчуга занимались до середины прошлого столетия. В 20 веке сокращение популяции лососевых рыб (рыб-хозяев личинок жемчужницы), промышленный сплав леса и загрязнения воды отходами промышленности привели к исчезновению основной части моллюсков жемчужницы (Margaritifera margaritifera) в большинстве российских рек. В Архангельской области значительные популяции жемчужницы были обнаружены только в бассейнах рек Солза (р. Казанка и р. Солза) и Онега (р. Кожа). Ученые занимаются изучением и проблемой сохранения моллюсков европейской жемчужницы Margaritifera margaritifera в российских реках.
В настоящее время вид включен в Красную книгу Международного союза охраны природы, в Приложение Бернской конвенции, а также в Красные книги Восточной Фенноскандии, Российской Федерации и Архангельской области, Мурманской области, Карелии и других регионов.
Ю.В. Беспалая, И.Н. Болотов. Историческая география промысла жемчуга в реках южного Беломорья
Источник:
О ловле жемчуга // Олонецкие губернские ведомости. 1872 № 49
Ю.В. Беспалая, И.Н. Болотов, А.А. Махров, И.В. Вихрев. Историческая география промысла жемчуга в реках южного Беломорья (Архангельская область)// Известия РАН. Серия географическая, 2012, № 1, с. 96–105
Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации