Проблема, о которой я буду говорить сейчас, является очень важной.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения в 2020 году Россия заняла второе место в мире по количеству само....ств.
В 2022 году ситуация получше, но мы все ещё входим в ТОП 10 по планете.
Многие подростки, в период полового созревания имеют очень высокую предрасположенность к суи..ду.
Подростковый возраст — самый психически нестабильный и уязвимый в жизни каждого человека.
Человек в этот период сталкивается с огромным количеством проблем.
У него спадают розовые очки и он начинает видеть окружающий мир и людей совсем не такими, какими видел их раньше.
Кроме того, постоянные проблемы в коллективе и в семье, только усугубляют положение.
Это все влечет различные вопросы о жизни и см..ти, о взаимоотношениях между людьми, о доверии, предательстве и многих других вещах, о которых он не задумывался ранее и которые сильно влияют на его сознание.
Самыми частыми причинами суи..да являются следующие вещи:
1. Непонимание важности текущих проблем со стороны родителей.
2. Угнетение подростка одновременно коллективом и родителями.
3. Чрезмерный контроль или полное игнорирование.
4. Подавление воли и желаний подростка.
5. Неразделенная любовь
6. Ощущение собственной бесполезности и беспомощности
7. Публичное унижение и потеря самоуважения.
Причин на самом деле гораздо больше и я назвал только самые частые.
Чаще всего, только одна из причин не может подтолкнуть человека к добровольному уходу из. Жизни.
А вот совокупность двух-трех и более — почти наверняка приведет к печальному исходу.
По каждому пункту я буду писать возможные последствия тех или иных ваших действий.
⚠️ — Влияние на психическое состояние в будущем.
💀 — Влияние на решение уйти из. жизни.
Психика подростка — тончайший инструмент. У него все эмоции буквально на кончиках пальцев.
1. Осуждение решений или действий.
⚠️ Формирует неуверенность в себе во взрослом возрасте
⚠️ Формирует заниженную самооценку.
⚠️ Формирует синдром отличника во взрослом возрасте.
💀 Влечет за собой чувство бесполезности и неправильности собственного существования.
Если он не "прикалывается", не бухает дни напролет, не проявляет жестокости и не ведет беспорядочную половую жизнь — не осуждайте.
Поверьте, ему хватает осуждения от сверстников и учителей.
Если вам не нравится что-то, что он делает или как он считает, плавно подойдите к этой теме и, услышав от него почему он решил что-либо сделать или почему он считает именно так, а не иначе, приведите свою точку зрения, грамотно аргументировав ее.
Если это не поможет, вступайте в спокойную дискуссию. Рассмотрите обе точки зрения. Разберите все на "за" и "против".
Потратьте время, чтобы донести до ребенка свою точку зрения.
2. Упреки в его существовании.
⚠️ Формирует постоянное чувство вины во взрослом возрасте.
💀 Влечет за собой мысли о ненужности собственного существования.
Первое и самое основное, что вы должны запомнить это никогда. Слышите, НИКОГДА не давить на подростка тем, что вы дали ему жизнь, тратите на него силы, деньги и т. д.
Это сразу вызовет цепную реакцию в голове ребенка.
Ведь вы фактически обвиняете его в том, что он родился и вам приходится тратить на него свои деньги, время и силы, в то время когда вы могли бы заниматься более интересными делами чем его обеспечение.
И кому-то хватит одного такого заявления, чтобы навсегда утратить любовь и доверие к родителям, а кому-то потребуется 10, 20, 50, 100 таких высказываний.
Но вы не знаете на какой раз Ваш ребенок решит, что если его не станет, вы наконец-то обретете свое счастье.
И если вы думаете, что знаете своего ребенка как облупленного, то вы совершенно ничего о нем не знаете.
Вы можете знать его предпочтения интересы, круг общения, но то, как он отреагирует внутри себя на ваши слова, вы узнаете уже постфактум.
Я делаю акцент на словосочетании "внутри себя", так как внешнюю реакцию, вероятно, предугадать вы можете.
3. Тотальный контроль.
⚠️ Формирует несамостоятельность и неспособность принимать решения во взрослом возрасте.
💀 Влечет за собой чувство беспомощности и невозможности контролировать свою жизнь.
Интересуйтесь его кругом общения, делами в школе и личной жизнью ненавязчиво.
Это значит никакого тотального контроля и ежедневных расспросов о том, где с кем и когда он был и почему сегодня пришел из школы в 14:05, а не в 14:00.
НЕТ.
Совет:
Просто расскажите как прошел ваш день в удобное для ребенка время. Упомяните что вам было интересно узнать из сферы увлечений вашего ребенка и задайте встречный вопрос о том, что нового у него самого.
При таком подходе ребенок гораздо охотнее поделится с вами своими переживаниями, отношениями и т.д., чем если вы придете к нему в самый неудобный момент, скажете "Нам нужно поговорить" и устроите допрос с пристрастием о каждом его шаге.
Многие родители не осознают, что их сын или дочь это живой, мыслящий, чувствующий и имеющий свое мнение человек. И что с ним нужно разговаривать так же, как они говорят со своими сверстниками.
Люди, вне зависимости от пола и возраста, имеют одни и те же эмоции и один и тот же набор реакций.
Просто в разные периоды жизни они выражают их по-разному.
4. Активное проявление власти.
⚠️ Формирует беспрекословное подчинение вышестоящему руководству во взрослом возрасте.
⚠️ Подавляет способность критически мыслить.
⚠️ Формирует неспособность постоять за себя и свои убеждения.
⚠️ Формирует заниженную самооценку.
⚠️ Формирует жестокость, по отношению к людям, стоящим ниже их (социально, физически, морально)
💀 Влечет за собой чувство беспомощности и невозможности контролировать свою жизнь.
💀 Влечет за собой апатию и тяжелую депрессию.
Одна из тех опасных вещей, с которыми очень сложно бороться.
Часто, родители буквально упиваются тем, что имеют абсолютную власть над своим ребенком и это дает им чувство того, что ребенок менее чувствителен к тем или иным словам или вещам.
Дело в том, что чем больше человек имеет власти, тем менее важным и чувствительным физически или эмоционально ему кажется объект, над которым он имеют эту самую власть.
Это хорошо демонстрирует всем известный Стэнфордский эксперимент.
Конечно, никто в этом не признается.
Даже больше — лишь единицы могут признаться в этом себе и попытаться изменить свое отношение.
Часто такие люди говорят:
— Я знаю, что для тебя лучше (говоря не о здравоохранении своего ребенка, а о увлечениях, выборе одежды, музыки и т. д.)
— Я умнее, потому что старше.
— Слушайся старших.
— Потому что я так сказал(а).
— Не спорь со мной.
И множество других фраз, которые акцентируют внимание на их авторитете и положении в иерархии семьи.
Часто такие люди применяют для воспитания физическую силу.
Совет:
Если вы не можете объяснить ребенку почему вы запрещаете что-то или наоборот говорите ему что-то делать, то задумайтесь о том, действительно ли это полезно для ребенка или же вы просто хотите в очередной раз почувствовать свою власть?
5. Унижение личное или публичное.
⚠️ Формирует заниженную самооценку.
⚠️ Формирует социальную фобию.
⚠️ Формирует постоянное чувство стыда во взрослой жизни.
⚠️ Формирует нездоровое недоверие к окружающим во взрослой жизни.
💀 Влечет за собой ощущение предательства близким человеком.
💀 Влечет за собой чувство обнаженности и незащищенности.
💀 Влечет за собой непереносимое чувство стыда.
Унижением будут любые слова или действия, которые могли бы изменить в худшую сторону отношение окружающих к подростку или его самого к себе.
Мы помним, что у подростков очень хрупкое моральное состояние и даже то, что кажется вашей, уже затвердевшей психике, ничем особенным, для подростка может оказаться катастрофой.
Публичное унижение:
— Не обсуждайте как вы застукали его в своей комнате за неприличным делом.
— Не обсуждайте его личную жизнь с другими людьми.
— Не говорите в магазине о нем, как своем питомце.
— Не рассказывайте его учителям и одноклассникам о "забавных ситуациях" связанных с ним.
— Не рассказывайте о его личных переживаниях кому-то еще.
— Не рассказывайте о его секретах другим людям.
— Не отчитывайте его при сверстниках.
Личное унижение:
— Не говорите о том, что он бесполезен.
— Не ругайте его за то, что у него что-то не получается.
— Не сравнивайте его с другим родителем в негативном ключе. (весь в отца/вся в мать)
— Не сравнивайте его со сверстниками, выставляя их в лучшем свете.
И одно из самых важных:
— Не смейтесь над ним или его действиями. Ни прилюдно, ни когда только вы вдвоем. Это табу.
Все вышесказанное для подростка является унижением.
Да, со стороны эти причины могут показаться смешными, но подобные действия очень сильно влияют на неокрепшую психику подростка и его дальнейшее взаимодействие с окружающими.
Совет:
Если вы хотите что-то рассказать о своем ребенке, спросите сначала его, можете ли вы обсудить тот или иной случай/проблему связанную с ним, с кем-то еще.
Если Вам не нравится что или как делает что-либо Ваш ребенок, без негатива скажите о том, что Вам не нравится то, как или что делает ребенок и покажите как правильно.
Если нужно, покажите 10, 20, 100 раз., но ни в коем случае не осуждайте его самого и уж тем более не смейтесь над ним.
Есть огромная разница между "Ты делаешь неправильно" и "Ты неправильный".
6. Обесценивание проблем.
⚠️ Формирует постоянное чувство вины во взрослом возрасте.
⚠️ Формирует заниженную самооценку.
⚠️ Формирует халатное отношение к своему физическому и ментальному здоровью во взрослом возрасте.
💀 Влечет за собой чувство ненужности и бесполезности.
💀 Влечет за собой ощущение предательства близким человеком.
Еще одна вещь, которой часто пользуются родители в воспитании детей.
Их мотивом обычно является желание показать ребенку, что переживать не стоит и все не так уж страшно, но в итоге это оказывает еще большее негативное влияние на подростка.
Дело в том, что мы по-разному воспринимаем чужие проблемы и свои.
Очевидно, не правда ли?
До тех пор, пока вам не пожалуется ребенок, что случайно надел футболку, на которой было маленькое пятнышко в незаметном месте и все в классе на него смотрели весь день и шушукались за его спиной.
— Тоже мне, проблема. Вот я уже работаю месяц без отпуска, а у тебя какое-то пятно. Не делай из мухи слона.
Обычно что-то в этом духе говорят родители и продолжают заниматься своими делами.
Однако, подросток весь день испытывал стресс, ему казалось, что его все осуждают, у него началась паранойя по поводу негативного внимания к себе.
Он пытался весь день всеми силами скрывать это проклятое пятно, как можно быстрее мчался домой. Его переполняет чувство стыда, злости на самого себя и куча других отрицательных эмоций.
Ему сейчас очень нужно с кем-то поговорить, получить моральную поддержку и успокоиться.
А все, что он слышит, это: Не делай из мухи слона.
Как думаете, поможет ли это ему? Конечно же нет.
Это лишь покажет, что вам абсолютно плевать на его переживания и на то, что он находится в стрессовом состоянии.
И что свои проблемы вы ставите выше его проблем, хотя говорите, что он вам не безразличен.
Совет:
Даже если вам кажется, что проблема пустяковая, обязательно выслушайте ребенка, успокойте его и, если нужно, дайте какой-нибудь совет как исправить ситуацию.
Будьте другом и поддержкой для своего ребенка.
===================================================
Эта статья уже получилась очень длинной, поэтому я разделю ее на 2 части. В этой части я рассказал о причинах, во второй же я расскажу как можно помочь подростку, если он уже задумывается о само....стве.
===================================================
Источники:
https://worldpopulationreview.com/country-rankings/suicide-rate-by-country
===================================================
Если вам понравилась эта статья не забудьте поставить лайк, а если не понравилась, то дизлайк. Также, прошу написать какой-нибудь комментарий. Только ваши комментарии и лайки помогают в продвижении моих публикаций на платформе \о/
===================================================