Найти в Дзене

Барон фон Таубе до конца остался верен красноармейской присяге

Создавать Красную Армию Ленину помогали царские генералы

28 января 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным его председателем В.И. Лениным, была учреждена Рабоче-Крестьянская Красная Армия.

Судя по всему, она в тот момент рассматривалась как орудие классовой борьбы. Во всяком случае, текст красноармейской присяги, принятой ВЦИК Советов Рабочих, Крестьянских и Казачьих депутатов, начинался не «Я, гражданин РСФСР,..», а «Я, сын трудового народа,..».

Коллаж взят отсюда:  https://pikabu.ru/tag/%D0%91%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2/hot?from=amp
Однако во внешнеполитической ситуации, которая сложилась в то время, именно Красная Армия объективно выступала в роли защитника Российской Державы.
Коллаж взят отсюда: https://pikabu.ru/tag/%D0%91%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2/hot?from=amp Однако во внешнеполитической ситуации, которая сложилась в то время, именно Красная Армия объективно выступала в роли защитника Российской Державы.

15 ноября 1917 года в Париже прошла международная конференция, которая приняла решение об интервенции в Россию. Очевидно, что за время, прошедшее после Октябрьской революции, составить ясное представление о характере новой власти было невозможно. Напрашивается вывод, что капиталистические государства просто сочли Октябрьскую революцию удобным поводом для дележа России – и, действительно, уже в декабре была принята конвенция о разделе нашей страны на сферы влияния после победы над большевиками. Таким образом, белогвардейцы, сознательно или нет, в Гражданской войне защищали интересы чужих и чуждых интересам России стран.

Достаточно многие офицеры и генералы прежней армии как умные люди ясно осознавали расстановку сил. Поэтому не приходится удивляться, что среди тех, кто с самого начала помогал становлению Красной Армии, были царские генералы и старшие офицеры. Большинство из них тогда не разделяли идеи большевиков (контр-адмирал Альтфатер в заявлении о приёме в РККА честно написал: «…я и сейчас ещё многого не понимаю»), их привёл на сторону красных патриотизм.

Значительную роль в воплощении декрета Ленина в жизнь сыграл генерал-лейтенант Бонч-Бруевич. В ставших легендарными боях с немцами под Нарвой в феврале 1918 года, первыми частями Красной Армии руководил генерал-лейтенант Парский. Позже он командовал Северным фронтом.

Полковник Каменев в только что созданной Красной Армии стал командиром дивизии. Несколько позже его назначили командующим Восточным фронтом, а с июля 1919 года – главнокомандующим Вооружёнными силами Советской Республики.

Артиллерией Красной Армии ведал начальник Главного артиллерийского управления царской армии генерал от артиллерии Маниковский.

Генерал-майор Лебедев возглавлял Полевой штаб Красной Армии. Генералы барон Ольдерогге, Самойло, Егорьев, Надёжный командовали фронтами. Немалое число генералов и полковников царских времён командовали армиями и дивизиями.

Крупнейший специалист российской фортификационной школы генерал-лейтенант Величко стал председателем коллегии по инженерной обороне Советской Республики, непосредственно руководил инженерной обороной Петрограда при наступлении Юденича.

После агрессии Польши против Советской России было создано «Особое совещание» при Главнокомандующем Вооружёнными силами Советской Республики, в которое вошли представители высшего генералитета Русской армии во главе с героем Первой мировой войны генералом от кавалерии Брусиловым…

По современным данным, 53% командных должностей в Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянском Красном Флоте занимали генералы, адмиралы и офицеры Русской армии.

Были среди них и и такие, которые при удобном случае с готовностью изменяли Советской Республике, но большинство генералов и офицеров царских времён, хотя их трудно назвать сынами трудового народа, в любых ситуациях оставались верными красноармейской присяге. Скажем, генерал-лейтенант барон фон Таубе попал в плен к белым. Ему предложили выбор: служба в Белой армии или смерть. Он предпочёл смерть. И этот пример далеко не единичный.

Ещё один штрих: 7% награждённых большевистским правительством орденом Красного Знамени за отличие в Гражданской войне, «классифицированы» по социальной принадлежности как «представители верхов» дореволюционной России.

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород