Найти тему
Царьград. Юг

Большой Греф следит за тобой. Теперь – круглосуточно

Оглавление

Крупнейший банк России «Сбер» открыл продажи умных колонок Sber Boom и Sber Boom mini. Симпатичные устройства с широким функционалом отчасти даже превосходят аналоги – и это вызывает особую тревогу. Ведь заботливый «Сбер» уже пытался или пытается контролировать нас со всех сторон – что мы покупаем (Delivery Club), на чём ездим («СитиМобил»), что смотрим (Okko), чему учимся («Просвещение»), чем лечимся («ЕАптека»). И это не считая, разумеется, собственно банковских услуг.

Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.0. правообладатель ПАО СберБанк©
Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.0. правообладатель ПАО СберБанк©

Как и другие умные колонки, «Бумы» ориентированы на выполнение голосовых команд.

Невинное выражение «голосовое управление» означает, что колонка – точнее, встроенная программа-ассистент «Салют» – слушает и анализирует все ваши разговоры с целью не пропустить ключевое слово, обращённое именно к ней. «Сбер» приводит примеры: «Выключи свет на кухне», «Сделай прохладнее», «Разбуди меня в 8 утра», «Включи джаз везде».

Впрочем, в Boom добавлено ещё одно благородное обоснование – сообщать хозяевам о шуме, когда их нет дома.

Колонка даже готова заменить детям родителей: «SberBoom поможет занять ребёнка полезным и весёлым: расскажет сказку, ответит на тысячи вопросов, поставит песню, запустит игру».

Таким образом, «Сбер», и без того в разы опережающий ближайших конкурентов по всему ключевым показателям, намерен, во-первых, получать информацию о ваших личных разговорах, а во-вторых, оформить легальный доступ к формированию сознания детей. Первое пригодится для чрезвычайно подходящих кредитных предложений, второе – для укрепления клиентской базы на долгие годы.

Продукт – отличный. Перспективы – зловещие.

Что можно сделать?

Очевидно, ограничить возможности банков по сбору информации о гражданах.

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина в конце 2021 года предупреждала об опасности создания мощных банковских экосистем: «Лидеры рынка захватывают в свой периметр все больше небанковских продуктов, собирают все больше данных, а данные становятся главным конкурентным преимуществом финансового бизнеса». К сожалению, за этим заявлением не последовало конкретных действий – ограничений и запретов.

А пора бы.

Читайте также: