Найти тему
ИНОСМИ

Новое эмбарго на нефтепродукты из России оставит Европу без дизельного топлива

   © РИА Новости Мария Девахина
© РИА Новости Мария Девахина

Эмбарго на российские нефтепродукты не может пройти безболезненно, пишет NYT. Из-за роста цен на дизтопливо подорожают и другие товары. И Европа ощутит это особенно остро.

Предстоящий запрет на экспорт российских нефтепродуктов может вызвать напряжение на рынках энергоресурсов и привести к сокращению производства в России.

Два месяца назад Евросоюз ввел почти полный запрет на поставки нефти из России, а в воскресенье он расширит действие этого эмбарго в отношении дизельного топлива и бензина, без которого не обойдется автомобильный транспорт.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Новые меры имеют целью еще больше ограничить российские поставки энергоресурсов и отрезать Москву от самого важного для нее экспортного рынка. Продажи нефтепродуктов имеют огромное значение для пополнения бюджета страны, а в конечном итоге для проведения военной операции на Украине. Запад надеется постепенно лишить Кремль источников доходов.

"Россия лишилась самого важного клиента", – заявил в интервью исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль (Fatih Birol).

Но предстоящий запрет на поставки российского топлива опасен для европейских автовладельцев и грузоперевозчиков, которым грозит дефицит дизтоплива и рост цен на него. Европе пока удается бесперебойно поддерживать введенное пятого декабря эмбарго на нефть. Но есть опасения, что запрет на такие нефтепродукты, как солярка, не будет таким же гладким и беспроблемным. Цены фьючерсов на европейское дизтопливо уже начали расти.

"Думаю, реализовать этот запрет будет намного сложнее", – сказал Бироль.

Дизельное топливо имеет решающее значение для европейской экономики, поскольку им заправляют не только грузовики, доставляющие товары, но и более 40% автомобилей в Евросоюзе. В прошлом году Россия обеспечила половину европейского импорта солярки, поставляя в регион примерно по 700 тысяч баррелей в день. Быстро заменить эти объемы будет очень непросто, и в последние недели европейские НПЗ проводят подготовку, накапливая запасы.

"Многие считают дизтопливо серьезной болевой точкой", – сказал главный экономист аналитической фирмы по исследованию рынков сырья Argus Media Дэвид Файф (David Fyfe).

Российская военная операция на Украине и реакция Запада на нее уже привели к глубоким изменениям в глобальных цепочках поставок энергоресурсов, таких как нефть и газ. Ближайший запрет на российские нефтепродукты вызовет очередные деформации в энергетической отрасли.

"Скорее всего, произойдет одна большая, гигантская перегруппировка", – сказал исполнительный директор фирмы финансовых услуг S&P Global Хеди Грати (Hédi Grati), занимающийся вопросами переработки и маркетинга. Грати и другие аналитики говорят, что Европе придется увеличить закупки дизтоплива и прочих нефтепродуктов в таких странах как Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, которые наращивают мощности по переработке, а также в Индии, Китае и США.

Появились первые признаки, что такие сдвиги уже имеют место, ибо Франция и Германия сократили закупки российского дизтоплива, сказал Грати. "Эти страны готовятся к разводу", – добавил он.

Такая перегруппировка только начинается, но она наверняка вызовет деформации, которые еще больше поднимут цены, говорят аналитики. Во-первых, увеличится расстояние, на которое будут перевозить дизтопливо, а это значит, что для доставки нефтепродуктов в Европу понадобятся более крупнотоннажные суда. Увеличится и время доставки, что чревато ростом издержек.

Могут возникать несоответствия в топливе. Не исключено, что российские НПЗ попытаются продавать произведенную по европейским стандартам солярку в страны, где разрешена более высокая концентрация загрязняющих веществ, скажем, в Западную Африку. А европейским компаниям будет труднее найти топливо, соответствующее их спецификациям и местным требованиям.

На поставки дизтоплива будут влиять и другие негативные факторы. Китайская экономика наверняка пойдет в рост благодаря снятию ограничений, введенных из-за COVID-19. Китайские и прочие азиатские нефтеперерабатывающие предприятия будут переходить на производство авиационного топлива, снижая выпуск солярки. В этом случае сократятся объемы предложения для европейских покупателей.

Введенные против России санкции могут создать такую ситуацию, когда она будет не в состоянии продать всю произведенную продукцию. Следовательно, на мировом рынке станет меньше дизельного топлива, а это еще больше отразится на поставках, которые уже несколько месяцев весьма ограничены.

"Цены на все продукты придется еще больше поднимать, – сказал руководитель отдела геополитики из исследовательской фирмы Energy Aspects Ричард Бронз (Richard Bronze). – Европа ощутит это особенно остро".

Общий объем российского экспорта дизтоплива в последние дни уже резко сократился, говорит аналитик Виктор Катона (Viktor Katona) из формы Kpler, которая отслеживает перевозки энергоресурсов. По его словам, в последние недели загруженные дизтопливом российские суда шли из России в Марокко. Потом их груз можно будет перепродать в Испанию и другие средиземноморские страны.

Евросоюз, "Большая семерка" и их союзники используют свою последнюю шальную карту в попытке ограничить доходы России от продажи нефтепродуктов. Для этого они введут на них потолок цен, как было в декабре с российской нефтью. Западным морским перевозчикам и страховым компаниям разрешат работать только с теми российскими нефтепродуктами, которые продаются ниже установленного, но пока не объявленного ценового порога.

В Европе не ждут дефицита дизтоплива и прочих нефтепродуктов с началом действия эмбарго. Созданные резервы станут подушкой безопасности хотя бы на ближайшее время. Вопрос в том, что будет в последующие месяцы, когда начнет действовать совокупность сложных факторов, таких как спрос в Китае, погода и состояние европейской экономики.

"В ближайшей перспективе ждать шока не приходится, – сказал генеральный директор швейцарской компании Varo Energy Дев Саньял (Dev Sanyal), занимающийся вопросами нефтепереработки. – У рынка будет время переварить случившееся, у рынка будет время отреагировать".

Но ценовая разница между баррелем дизтоплива и баррелем нефти превышает 40 долларов, а это намного выше общепринятой нормы, хотя в прошлом году она порой была и больше. Грузоперевозчики и автовладельцы несут большие затраты на автозаправках. В Британии солярка стоит на 15% больше неэтилированного бензина. В 2021 году средняя разница составляла около трех процентов.

"Сейчас это слабое место Европы, – сказал Катона из фирмы Kpler. – Европа будет переплачивать за солярку, она будет покупать ее в других местах".

Россия тоже наверняка пострадает от эмбарго. Москве пока удается находить новых покупателей для своей нефти в Индии, Турции и других странах, однако у такой тактики есть свои пределы.

Когда начнет действовать эмбарго на нефтепродукты, Россия лишится более половины своих рынков нефти и нефтепродуктов, если считать по объемам и сравнивать с 2021 годом. России будет труднее убедить Индию, наращивающую закупки ее нефти, также увеличить импорт российских нефтепродуктов, потому что в сфере нефтепереработки это самодостаточная страна.

"Россия не сможет отправлять в Азию дизтопливо так же, как она поступает с нефтью", – сказал Бронз из Energy Aspects.

Чтобы продавать нефть на рынках, которых становится все меньше, российские компании предлагают щедрые скидки в порядке компенсации дополнительных расходов, связанных с увеличением расстояний перевозки, и чтобы конкурировать с традиционными поставщиками энергоресурсов на азиатские рынки, такими как Саудовская Аравия и Ирак. России также приходится налаживать новые деловые связи с незнакомыми трейдерами, которые очень жестко торгуются.

"Российским экспортерам приходится пробираться все дальше, – говорит бывший инвестиционный банкир Крейг Кеннеди (Craig Kennedy), специализирующийся на России, а в данный момент работающий научным сотрудником Дэвисовского центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете. – И они вынуждены предлагать очень привлекательные цены".

Российский экспорт удерживает свои позиции намного лучше, чем предполагали аналитики в 2022 году, но низкие цены уже начали отражаться на доходах. В декабре Москва заработала на нефти примерно 12,6 миллиарда долларов, что на 24% меньше, чем за тот же месяц в прошлом году. Такие данные приводит Международное энергетическое агентство. В этом же месяце доходы России от газового экспорта сократились примерно на четверть до десяти миллиардов долларов. Эта энергетическая война дорого обходится и Европе, и России.

Автор: Стэнли Рид (Stanley Reed)

Оригинал статьи