Данные события случились 54 года назад, но данный подвиг уже успели забыть. Героический поступок двух самоотверженных граждан различные специалисты регулярно описывают в мельчайших подробностях.
Транспортное средство Як-28П.
Весной 1966 года пилотам668-го авиационного полка 132-го отделения поручают перегнать на другой аэродром самолёт Як-28П. Указанный самолёт являлся уникальным по советским меркам истребителем. Основными достоинствами машины считаются возможность уничтожения неприятеля на небольших высотах и тяговооружённость.
Кроме того, имеется специальный прицел, благодаря которому можно обнаруживать и поражать цели в задней и передней полусферах. Но есть и недостатки: Як-28П достаточно трудно управлять. Согласно поручению военных, специалисты ОКБ Яковлева всё время пытались доработать истребитель.
Во второй половине дня начинается взлёт. Управлял истребителем капитан Капустин, а штурманом был лейтенант Юрий Янов. Через некоторое время начинает снижаться скорость, и неожиданно останавливаются оба мотора. Истребитель стремительно понёсся вниз.
Борис увидел интересное место для посадки, однако вскоре замечает, что это кладбище, по которому разгуливает народ. После этого капитан приподнимает истребитель. «Як» минует кладбище и быстро опускается в водоём Штёссензее.
Через два дня англичане подогнали специальный кран, с помощью которого удалось вытащить тела героев и передали их советскому командованию. Капитан Капустин был погребён на Братском кладбище, около аллеи.
Секретный локатор.
Борис Капустин и Юрий Янов были посмертно представлены к награде – ордену Красного Знамени. В период СССР специалисты удивлялись — почему лётчики удостоились столь скромной награды? Существует версия, согласно которой данный поступок не афишировался.
На то существовали определённые причины. Оказывается, 19 лет назад популярный английский журналист Майкл Смит, который занимается историей разведки, разместил в издании «Дейли телеграф» публикацию о падении самолёта.
Вот отрывок оттуда: «Спустя 15 минут на месте происшествия присутствовал управляющий британской военной миссии генерал Вильсон, который самостоятельно возглавил осуществление тайной операции. Специалистам удалось отыскать находящийся в озере самолёт и снять с него самое ценное – специальный локатор.
Советские командиры всячески требовали возвратить истребитель, однако англичане держали всю информацию в тайне. После локатора на берег вытащили реактивные моторы, которые были отправлены для исследования на британскую военную базу в Фарнборо.
И лишь в середине весны англичане стали отдавать советским солдатам остатки истребителя. Однако русские сказали, что некоторых деталей не хватает. Британцы ответили, что недостающие элементы могут находиться лишь на дне водоёма.
Советские солдаты не стали говорить, что была утрачена специальная антенна радиолокатора. Благодаря итогам изучения системы бортового радара, британцы сумели быстро усовершенствовать военную авиацию, чтобы обманывать русские военные самолёты и восстановить баланс возможностей в развивающемся конфликте.