Найти в Дзене

Франшизы VS независимые СТО

Оглавление

Как поступить, если открыть автосервис хочется, а нужного опыта и понимания отрасли для уверенного старта не хватает? Можно, например, нанять компетентного специалиста на должность директора. Или пойти ещё дальше и купить готовый бизнес по франшизе. Или всё-таки лучше набить собственные шишки на пути к успеху? Разберём в этой статье.

Вкратце о франшизе

Явления франчайзинга в России известно с начала девяностых годов прошлого века и в подробном пояснении не нуждаемся. Напомним только, что компания, которая даёт франшизу, называется франчайзер; а которая покупает — франчайзи. По общему правилу франчайзи вносит единовременную плату — паушальный взнос, а затем каждый месяц перечисляет франчайзеру оговоренный процент от выручки — роялти. Взамен же получает готовый и, что особенно важно, жизнеспособный бизнес.

-2

Но не всё так просто. Чтобы стать франчайзи, нужно не только скопить денег на паушальный взнос, но и соответствовать минимальным стартовым условиям, которые выставляет франчайзер. В сфере автосервисов они могут быть такими:

  • расположение в городе с населением выше некоторой отметки, например, 200 000 человек;
  • открытие одновременно нескольких точек обслуживания;
  • наличие помещения определенной площади с определенной высотой потолков;
  • расположение помещения: наличие удобных подъездных путей и парковки;
  • обязательство закупать запчасти (все или некоторую долю) у определенного поставщика;
  • наличие профильного опыта у владельца компании и персонала;
  • юридическая благонадёжность;
  • наличие специального оборудования и т.д.
-3

Что может дать автосервису франшиза

Первое и главное, что получает новый автосервис — раскрученное имя; тот самый бренд, за который клиенты готовы доплачивать. Это избавляет владельца от половины проблем, с которыми сталкиваются все начинающие коммерсанты: где найти клиентов и чем их привлечь — привлекать будет сложившаяся репутация. В дополнение идёт готовая рекламная стратегия, над которой работает специализированный отдел франчайзера. Впрочем, у этого момента есть и обратная сторона: если хотелось назвать своё детище как-то оригинально, придётся придержать креативность для другого случая.

Во-вторых, доступ к закупкам. Франчайзи может покупать детали у проверенных поставщиков по специальным ценам, которые вряд ли когда-то увидит в приходной накладной владелец независимого сервиса.

Программа «АвтоДилер Онлайн» помогает искать запчасти по выгодным ценам и с быстрой отгрузкой

В-третьих, дообучение персонала. У многих франчайзеров обязательным пунктом договора идёт стажировка на головном предприятии, и это большой бонус для маленьких городов, где трудно найти квалифицированные кадры.

В-четвёртых, подробный бизнес-план, где чётко прописано, как вести свой автосервис к процветанию. Есть проверенная инструкция к любой, даже самой незначительной операции, вроде приветствия клиента по телефону. Это ли не счастье?..

Однако и на солнце есть пятна. В противовес всем благам франшиза имеет единственный, но существенный недостаток — полная несвобода франчайзи. Каждый процесс регламентирован, и отступать от регламента нельзя ни на шаг. Даже если на двести процентов уверен, что знаешь как сделать лучше и выгоднее, должен следовать указаниям Большого Брата. Да и каждое описанное выше преимущества франшизы в какой-то момент может превратиться в камень на шее. Например, привязка к официальному поставщику закроет путь к неоригинальным запчастям и может в какой-то момент оставить с пустым складом. Или корпоративное ПО устареет и перестанет покрывать потребности, а перейти на другую систему нельзя.

-4

Независимость как альтернатива

Для владельца самостоятельный автосервис представляет собой практически безграничное поле для экспериментов, вот только на этом поле весьма пригодился бы миноискатель. Никто не помогает войти в колею и пережить самые сложные начальные этапы — это минус независимого автосервиса как бизнеса.

Однако если удалось найти выгодное решение, имеешь полное право пользоваться им без оглядки на кого бы то ни было — и это несомненный плюс. Свобода в принятии решений и возможность в случае успеха с гордостью сказать «я сделал это сам» привлекает в лагерь независимых СТО даже тех коммерсантов, кто способен подстроиться под все условия франчайзера и внести паушальный взнос.

Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме.
Гай Юлий Цезарь

И не беда, что многое придётся выносить только на своих плечах: современные технологии помогают заместить секретаря, бухгалтера, кадровика, администратора и менеджера по закупкам/продажам.

Рука помощи от IT

К 2023 году на Российском рынке насчитывается несколько десятков специальных программ для автосервисов. Все они призваны помочь бизнесу, упростить и автоматизировать рутинные процессы. Однако у каждого разработчика своё видение идеального ПО и свой подход к его реализации.

Франшизная модель регламентирует в числе прочего и применяемое на станциях технического обслуживания ПО. Как правило, у каждой крупной франшизы есть собственные разработки. Насколько каждая из них удобна в качестве CRM или учетной программы, вопрос несущественный, ведь выбора нет — франчайзи обязан работать с тем что дают.

-5

У независимой СТО выбор гораздо шире. Можно пробовать разные продукты, сравнивать их и выбирать тот, который лучше всего отвечает запросам. А правильно подобранная программа позволяет упростить и автоматизировать большинство процессов в работе автосервиса — и без помощи Большого Брата. Так, программа «АвтоДилер Онлайн» закрывает большинство потребностей малой или средней СТО:

  • складской учёт;
  • запись клиентов на ремонты;
  • управление отношениями с клиентами aka CRM;
  • отслеживание денежных потоков;
  • формирование отчетов по клиентам и поставщикам;
  • поиск и заказ запчастей;
  • управление персоналом, ведение табелей учета рабочего времени;
  • начисление зарплаты;
  • ведение документации по всем правилам: составление заказ-нарядов, товарных накладных, счетов на оплату и т.п.
  • коммуникация с существующими клиентами, привлечение новых;
  • сбор обратной связи от клиентов после обслуживания.

И бонусом ко всему этому идут широкие возможности по настройке: разграничение прав между сотрудниками, создание собственных форм документов и многое другое. Программа помогает владельцу автосервиса видеть свой бизнес во всех аспектах и влиять на каждый. С таким уровнем контроля и автоматизации вполне можно решиться на открытие независимой точки обслуживания. Которая — кто знает — в один прекрасный день может стать самостоятельной сетью и начать продавать свою бизнес-модель по франшизе.

Узнать обо возможностях программы «АвтоДилер Онлайн» можно на официальном сайте.