В 2023 году розничные сети хотят еще сильнее нарастить количество товаров под собственной торговой маркой. Именно благодаря поспешному расширению ассортимента в этой категории в 2022 году торговле удалось хоть как-то сгладить резкий уход западных компаний.
Теперь ритейл оценил, что свои бренды – это не только выгодно, но и чуть ли не единственный доступный сейчас способ роста. В 2023 году замещение раскрученных брендов продолжится с удвоенной силой. Главная идея в том, что если большая часть товаров на полке принадлежит тебе, то в руках есть полный контроль над ценой и качеством.
Двигая эти два параметра, можно подобрать идеальный баланс, который всех устроит. Потому что уговорить условный Bonduelle уменьшить банку или понизить ценник почти нереально, а вот если этот горошек делают специально для тебя и под твоим именем, то достаточно изменить ТЗ для стороннего подрядчика, и следующая партия придет уже с новыми параметрами.
С производителями все сложнее, и в текущих реалиях они недостаточно гибки для розницы. На них будут оказывать повышенное давление и ставить все более жесткие условия сотрудничества. Многим будет проще (и выгоднее) самим попрощаться с сетями, чем выполнять кабальные требования, ради сохранения места на полке.
Только есть один необратимый нюанс. Если сеть найдет замену и наладит производство, то обратно брендам будет уже не вернуться. Зачем они нужны, если есть полный контроль над своей продукцией? СТМ – это тренд, который будет только набирать обороты и постепенно выдавливать раскрученный из магазинов марки.
А поставщикам выгнанных из сетей марок будут ставить ультиматум – делаете для нас продукцию под условным названием «Красная Цена» или мы найдем тех, кто будет. Если поставщик откажется, то ему придется сокращать людей, продавать оборудование, и думать как закрывать кредиты. Ведь у него окажется в простое производство, заточенное под огромные объемы.
С другой стороны, в такой ситуации виноваты и сами владельцы раскрученных брендов. Их всегда держали в магазинах для привлечения трафика. Раньше это было так, что человек увидел рекламу горошка Bonduelle и идет конкретно за ним в магазин, попутно покупая все остальные товары себе в холодильник.
Сейчас же компании экономят и не вкладываются в продвижение своих марок. Трафик больше не привлекают. Зачем тогда они нужны? Свои СТМ же сети, готовые рекламировать самостоятельно, через каталоги, плакаты, радио, приложения и тд. Потому что на «свое» не жалко тратить деньги.