Найти в Дзене

Фильм "Профессионал" купили ещё в 1982 году. Но на экраны он вышел только на закате СССР

В Советском Союзе было не так много любимых народом иностранных актёров. Своих хватало, да и большим количеством качественных зарубежных фильмов Госкино зрителей не баловало. Но таковые были. И один из них, безусловно, Жан-Поль Бельмондо. Харизматичный мачо с необычной, но притягивающей внешностью, игравший рыцарей без страха и упрёка.

В 1981 году во Франции вышел фильм «Профессионал», в одной из главных ролей в котором компанию Бельмондо составил не менее известный Робер Оссейн. А украсила кинокартину написанная Эннио Морриконе композиция «Chi Mai». Фильм приобрёл бешеную популярность не только на родине и стал массово закупаться другими странами.

В 1982 году «Профессионал» в рамках фестиваля французского кино попал в СССР. Тем, кому посчастливилось посмотреть картину, она понравилась. В том числе и чиновникам от кино. Фильм, к тому же был концептуально правильным: настоящий воин, имеющий понятия о долге и чести, несмотря ни на какие обстоятельства, выполняет отданный ему приказ. Поэтому фильм был куплен и обещал хорошие кассовые сборы.

Фильм год дублировался на киностудии им. Горького. Но тут была совершена фатальная ошибка. В марте 1983 года о фильме рассказали в «Кинопанораме». Целых полчаса ведущий Эльдар Рязанов вещал об истории создания фильма, после чего было продемонстрировано несколько самых знаковых эпизодов. Их увидели те, кто не должен бы… Драки, убийства, полуобнажённые женщины! Фильм лёг на полку.

Кинокартину сумели показать ограниченному числу зрителей на Московском кинофестивале в 1985 году, но только с синхронным переводом, потому что дублированный вариант был утерян. И только в 1990 году к фильму вернулись вновь, заново продублировали и выпустили в прокат. Кстати:

- в основу фильма легло много идей, почерпнутых из реально произошедших исторических событий;

- тему, написанную Морриконе, использовать в фильме предложил Бельмондо;

- продюсеры хотели оставить главного героя живым, но на его гибели настояли режиссёр и сам Бельмондо, чтобы не испортить логики ситуации и накалить зрительские эмоции.

Кинокартину часто показывают по телевизору на различных каналах. И по сей день она собирает у экранов множество зрителей.