Задумывались ли Вы когда-нибудь, сколько микробов живет в любом отдельно взятом человеке? А сколько в Вас самих?
Согласно подсчетам канадско-израильской команды биологов 2016 года, микробиом среднестатистического человека весом в 70 кг составляет порядка 40 триллионов микроорганизмов. И все они служат во благо или хотя бы не мешаются, пока Ваш иммунитет силен, а медицина доступна.
Но что, если какая-нибудь бактерия вдруг перейдет на темную сторону? И вот уже ползут язвы по телу, слышны перебои в сердце, а из груди доносится лающий кашель.
«Но есть же антибиотики!» — скажете Вы и окажетесь правы. Есть и много.
Представляю Вашему вниманию метициллинрезистентный золотистый стафилококк или просто МРЗС (Meticillin-resistant Staphylococcus aureus). Это тот же золотистый стафилококк, который живет у нас на коже и слизистых оболочках, только немного генетически измененный. И он, в отличие от своего почти безобидного собрата, устойчив к большинству известных антибиотиков.
Кто такой этот золотистый стафилококк?
Это небольшие шаровидные бактерии золотистого цвета, которые образуют колонии в виде кисти винограда. Собственно, с древнегреческого Staphylococcus переводится как «Ягода виноградной грозди». Кроме того, «кокк» — это устоявшееся название бактерий в форме шара.
Золотистый стафилококк относится к условно-патогенной микрофлоре. Это значит, что данная бактерия может присутствовать в нашем организме, не причиняя вреда носителю , пока иммунитет справляется со своими обязанностями. Такой микроорганизм может вызвать заболевание, например, если проникнет в рану, а иммунная система не сможет своевременно среагировать.
Иммунитет силен, однако у нашего микроба есть свои секреты. Золотистый стафилококк выделяет фермент — коагулазу, который защищает бактерию от воздействия организма и помогает прикрепляться к поверхности клетки. Поэтому если уж микроб смог попасть в какой-нибудь орган или в кровеносное русло — дело плохо. И вот тут в дело вступают антибиотики.
Обычный золотистый стафилококк, чувствительный к антибиотикам, довольно легко уничтожается противомикробными средствами. Но МРЗС не так прост. Антибиотики прошлых поколений его не берут.
Кто и зачем его генетически модифицировал?
Он сам. Бактерии способны вырабатывать устойчивость к антибиотикам в результате случайных мутаций в генах, либо при передаче генов устойчивости от одних бактерий к другим. Резистентность к некоторым антимикробным препаратам появилась у бактерий задолго до появления антибиотиков. И даже задолго до появления человека. В ходе эволюции одни бактерии научились выделять антибиотики, а другие — вырабатывать вещества, защищающие их от этих антибиотиков. Просто конкуренция.
Однако в современных реалиях приобретение резистентности идет гораздо быстрее. И виной тому человек. Вот он простудился и идет к врачу. Врач ставит диагноз, к примеру, бронхит, и назначает антибиотики. Две недели, два раза в день, после еды. Через неделю приема человек чувствует себя хорошо, температура спадает, кашель постепенно проходит. «Зачем себя травить? Моя микрофлора и так пострадала!» — думает человек и перестает принимать антибиотики.
Но все, что не убивает — делает нас сильнее. Бактерии тоже руководствуются этим принципом. И врач не просто так прописал двухнедельный курс. «Если встретил зверя – убей, а убить не можешь – не тронь». Те бактерии, которых не добили, выкарабкаются, приобретут устойчивость к данному антибиотику и обзаведутся потомством. И в следующий раз этот же антимикробный преппарат уже не будет эффективен. Врач назначит другой, но и его человек может не пропить до конца. А у людей, с которыми он общается, могут быть штаммы, устойчивые к другим видам антибиотиков, и бактерии вполне могут обменяться генами резистентности при встрече.
Самолечение, профилактические назначения, безрецептурная продажа антибиотиков существенно влияют на устойчивость бактерий. Однако не меньшей опасностью является применение антибиотиков в ветеринарии и сельском хозяйстве.
Порядка трех четвертей производимых в мире антимикробных препаратов приходится на животноводство. В том числе потому, что антибиотики увеличивают прирост массы животного.
Человек съел курицу и не подозревает, что его бактерии только что приобрели устойчивость к пенициллину.
МРЗС — это монстр устойчивости и гроза больниц. Именно в больницах, при несоблюдении правил гигиены, асептики и антисептики, возникают подобные суперрезистентные штаммы. Бактерия передается от пациента к пациенту, с персоналом, через предметы обихода и даже через медицинские инструменты. А потом МРЗС выносится из больницы и передается дальше через грязные руки, с кашлем и чиханьем, через обсемененные поверхности. А ничего не подозревающие люди с пониженным иммунитетом оказываются в зоне риска.
И что с этим делать?
В первую очередь нужно соблюдать правила гигиены: мыть руки, снимать в доме уличную одежду, проводить регулярную уборку. Принимать все лекарства только по рецепту и согласно рекомендациям врача.
При общении с заболевшими людьми нужно соблюдать меры предосторожности: не есть из одной посуды, дезинфицировать руки и поверхности после контакта, соблюдать личную дистанцию.
А если МРЗС всё же добрался до меня?
К счастью, пока что МРЗС устойчив не ко всем антибиотикам. Врачи культивируют стафилококк, делают тест на антибиотикорезистентность штамма и назначают действующий антимикробный препарат. Как правило, применяется комбинированная терапия антибиотиками последнего поколения. Правда, данное лечение действенно лишь на начальных стадиях заболевания.
И в данном случае как нельзя лучше подходит цитата Гиппократа: «Болезнь легче предупредить, чем вылечить».
Автор: Софья Соловьева