Найти тему

Самый главный скрепер СССР

Канал "Строительная техника и транспорт" продолжает рассказывать о родословной советских самоходных скреперов – мощных землеройно-транспортных машин, предназначенных для послойного снятия грунта, его транспортировки и выгрузки. О скреперах на базе тягача МАЗ-525 можно прочитать ЗДЕСЬ, МАЗ-529 – ЗДЕСЬ, БелАЗ-531 – ЗДЕСЬ, на базе сверхмощных тягачей оригинальной конструкции – ЗДЕСЬ.

За кадром остался главный скрепер СССР – на базе тягача МоАЗ, тот что наиболее массово выпускался Могилевским автомобильным заводом.

Могилевскому автозаводу, освоившему в конце 50-х годов производство самоходных скреперов, предстояло стать самым крупным изготовителем такой техники в Советском Союзе. Если другие предприятия выпускали самоходные скреперы в количестве от нескольких штук до нескольких десятков штук в год, то МоАЗ уже в первое десятилетие своей работы делал сотни машин в год, в дальнейшем счет шел на тысячи.

В начале 60-х годов, когда МоАЗ наращивал производство скреперов первого поколения Д-357 на базе тягача МАЗ-529, велась работа по созданию новой техники. Скрепер Д-567 (по новой отраслевой индексации он обозначался ДЗ-32) был создан на базе одноосного тягача МоАЗ-546, отличавшегося от предшественника более мощным дизельным двигателем и рессорной подвеской ведущего моста.

Ранняя версия скрепера Д-567 на базе опытного тягача МоАЗ-546
Ранняя версия скрепера Д-567 на базе опытного тягача МоАЗ-546

Максимальная транспортная скорость у МоАЗ-546 в составе скрепера выросла до 50 км/ч (у МАЗ-529-Д-357 – 40 км/ч). Геометрическая емкость скреперного ковша у модели Д-567 равнялась 10 м3 (13 м3 – с "шапкой"). Для сравнения: у Д-357 емкость ковша была 8 м3 (с "шапкой" – 11 м3).

Скрепер соединялся с тягачом шкворнем, обеспечивающим взаимный поворот тягача относительно полуприцепа в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Управление рабочими органами скрепера осуществлялось гидроцилиндрами. Скрепер был выполнен с принудительной разгрузкой грунта, гарантирующей безотказную работу на липких и влажных грунтах.

Следующая версия опытного скрепера Д-567 с опытным тягачом МоАЗ-546
Следующая версия опытного скрепера Д-567 с опытным тягачом МоАЗ-546

В процессе опытно-конструкторских работ над тягачом МоАЗ-546 менялся его внешний вид. Так, в раннем варианте машина оснащалась кабиной МАЗ-529. Позднее появилась угловатая облицовка моторного отсека и широкая кабина. В дальнейшем дизайн облицовки еще раз поменялся, а кабину сделали одноместной.

Дальнейшие работы привели к созданию тягача МоАЗ-546А в паре со скрепером Д-567. Он имел 300-сильный дизельный двигатель, гидромеханическую трансмиссию и одноместную кабину. В середине 60-х годов скрепер Д-567 прошел Государственные испытания и был рекомендован к серийному производству, однако в серию он не пошел.

В итоге к производству была подготовлена модель Д-357П (ДЗ-11П) на базе тягача МоАЗ-546П. Д-357П представлял собой небольшую модернизацию серийного скрепера Д-357М. Тягач МоАЗ-546П получил 215-сильную модификацию мотора ЯМЗ-238 и механическую трансмиссию. Несмотря на то что новый скрепер оснащался ковшом той же вместимости, что и у Д-357М, его производительность благодаря более мощному мотору была выше, чем у предыдущей модели на базе тягача МАЗ-529Е. Кроме того, значительно (на 25-35%) снизился расход топлива.

В конце 60-х годов скрепер Д-357П на базе тягача МоАЗ-546П прошел Государственные испытания и был рекомендован к серийном производству. В 1973 году эта модель сменила на конвейере предшественника Д-357М на базе тягача МАЗ-529Е. Д-357П продолжил успех предшествующей модели, став самым массовым отечественным самоходным скрепером. Всего с 1973 по 1989 гг. было изготовлено 33582 экземпляра этой модели.

В 1989 году на смену скреперу Д-357П на базе тягача МоАЗ-546П пришел скрепер МоАЗ-6014, укомплектованный более мощным – 225-сильным – двигателем ЯМЗ-238АМ2. Эта модель продержалась в серийном производстве почти 20 лет – с 1989 по 2008 год.

После распада СССР единственным производителем самоходных скреперов на постсоветском пространстве остался Могилевский автомобильный завод. Однако в новых условиях его производственные мощности оказались невостребованными. В 1990-2000-е годы ежегодные объемы производства скреперов упали с прежних 2000 штук до нескольких десятков. Увы, все глобальные проекты государственного масштаба, для которых была нужна мощная высокопроизводительная техника, остались в прошлом. Да и эпоха скреперов приближалась к своему закату.

  • Поделитесь своим мнением. Вы застали эпоху скреперов?

Благодарю Вас за внимание.

Если понравилась статья, поддержите ее лайком.

Чтобы не пропустить публикации, подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".

Авто
5,66 млн интересуются