Долгое время школьное обучение воспринималось исключительно как когнитивная задача. Умение корпеть над учебником и выводить формулы было ценным навыком, а ощущениями человека, который сидит за партой, можно было пренебречь.
Сегодня науке известно гораздо больше о том, как именно мы учимся. Оказалось, что умение решать задачи во многом зависит от атмосферы на уроке. Нет, речь не об открытой форточке.
Исследователи твердят об атмосфере доверия, которую неплохо бы установить в классе, перед тем как переходить к уравнениям. Это доверие плотно связано с интеллектуальной вовлеченностью ученика.
Но ученым легко говорить: “Вызовите доверие”! Доверие подразумевает, что никто в классе не зажимается, не боится делать ошибки, не хихикает, показывая на другого пальцем, не ищет подвоха: “Сейчас расслабишься, а он как вызовет к доске!” или “Черт, сейчас все догадаются, что я не знаю этой даты!”
Создать такую среду - большая задача для учителя.
Он тоже должен быть открытым и искренним. Например, уметь признать, что его технология не подошла детям. Даже очень хорошая. Испытанная. На которую ты возлагал надежды.
Возлагал-возлагал, а школьники сидят скучные, возят пальцем по столу.
Тут можно взять, например, остановить, урок и сказать: “Стоп, друзья. Смотрите, что-то не складывается. Попробуем по-другому, как думаете?”
Некоторые полагают, что педагог в таком случае теряет свой авторитет. Сейчас дети поднимутся: “Вот лопух! Даже урок построить нормально не может!” и с гиканьем вырвутся в коридор.
А вообще-то нет. Готовность открыто говорить о том, что идет не так - на руку всем участникам. Дети видят, что они влияют на ситуацию, учителю важно, что с ними происходит. Учитель слышит обратную связь и может выяснить удивительные вещи:
- Знаете, это задание можно усовершенствовать, если убрать третий пункт. И еще - если вы отойдете от проектора - там куска текста не видно…