Начиная с 60-х годов 19-го века, Самара безостановочно и быстро росла. Увеличение численности населения в свою очередь породило строительный бум в губернской столице.
Поскольку возведение доходных домов было еще и хорошим вложением капитала, к началу 20-го века значительная часть тогдашнего самарского «жилого фонда» принадлежала нескольким известным купеческим фамилиям.
Но интересно, что вместе с Сурошниковыми, Челышевыми, Юриными и Чаковскими в ведущий пул владельцев самарских доходных домов входил и Степан Акимович Филимонов, принадлежащий к скромному мещанскому сословию и в ряды купечества не стремившийся.
Традиционно считается, что добившись финансового успеха, выходцы из крестьянства и мещанства охотно переходили в более привилегированное сословие – но у Степана Филимонова были на этот счет свои соображения. Имущественный ценз для него явно не был препятствием, так же как и стоимость купеческого патента, так что от вступления в купечество его удерживало что-то другое.
Ну а с деловым чутьем у Филимонова все обстояло хорошо. Так, когда был построен вокзал и Москательная (нынешняя Льва Толстого) стала "связующим звеном" между железной дорогой и волжскими пристанями, купил на «перспективной» улице сразу два участка и выстроил на них доходные дома.
Один – на пересечении нынешних Льва Толстого и Садовой - донес до наших дней вид классического недорогого доходного дома. Отлично сохранилась фасадная отделка зеленым «кабанчиком» с контрастными бордовыми вставками. Второй этаж как был, так и остался жилым, а первый до революции арендовало самарское представительство известной компании «Зингер», впоследствии арендаторов сменилось много, дольше всех удерживался магазин другой известной компании - предприятия "Родник".
Что касается второго дома, участок для него Степан Акимович приобрел 1904-м году на пересечении Льва Толстого и Ленинской. Строилось угловое трехэтажное здание с подвалом по проекту Георгия Мошкова, потому облик получило запоминающийся.
С обеих улиц просматривается скошенный угол, парадно оформленный рустованными пилястрами, проходящими через все этажи и завершенными объемными парапетными столбиками на крыше. Над парадным входом – балконная плита в виде раковины на мощных консолях, причем «раковина» явно прорисована той же рукой, что и шикарный эркер особняка Жоголева.
На венчающем карнизе – маскарон с растительным орнаментом под фигурной аттиковой стенкой.
Балконная плита-«раковина» присутствует и на фасаде со стороны Ленинской над двумя парадными входами. Изначально входы были украшены маскаронами в виде львиных и одной слоновьей головы.
Надо сказать, что несмотря на стильную и "дорогую" внешность, доходный дом предназначался и для не слишком состоятельной публики – часть сдаваемого жилья была «эконом-класса» - коридорного типа.
Да и в целом использование особняка тоже было не вполне привычным – под жилье отводился только третий этаж. Если с помещениями нижнего этажа все было понятно – их занимали торговые предприятия, то на втором этаже владелец задумал разместить один из первых в Самаре кинотеатров-биоскопов. Задумал – сделал! 6 декабря 1907 года газета «Волжское слово» сообщала об открывшемся «первоклассном электро-театре «Гранд-Электро» в доме С. А. Филимонова на углу улиц Москательной и Сокольничьей, владельцем является известный в городе домовладелец Степан Акимович Филимонов».
Кинотеатр до революции успел проработать 10 лет, потом ожидаемо закрылся, а особняк после национализации начал часто менять обитателей. В 1919-м году в нем заработала Пушкинская аптека. Какое отношение великий поэт имел к аптекарскому делу – вопрос до сих пор открытый. Хотя, возможно, все просто - напротив находился Пушкинский Народный дом и к нему относили всю прилегающую территорию?
Ну а в доме Филимонова сейчас работает модный танцевальный ресторан, логично названный его именем. Самарский мещанин Степан Акимович Филимонов таки стремился к тому, чтобы дать народу не только хлеба, но и зрелищ