Чем быстрее меняется мир, тем больше запрос на качество стратегической работы /Геннадий Константинов, д. ф.-м. н., профессор Высшей школы бизнеса (ВШЭ)/
Т.е. речь о том, что именно качественная стратегия - это спасительный маяк в бушующем море рынка.
Подводя итог предыдущим статьям по теме стратегии и тактики современных изменений, отмечу главные моменты и выводы.
Стратегия - это прежде всего процесс
и уже потом "документ" на выходе этого процесса. Как тот же "CRM" или "Управленческий учёт"- это не "Программное обеспечение" или "Положение", а комплекс процессов.
Первое, что важно понимать в каждом процессе, что процессы могут быть разных уровней зрелости.
Как правило, споры возникают не от несогласия в содержании того или иного процесса, а из-за того, что каждый считает, что обсуждает свою, правильную "модель".
Чаще всего, каждый прав. Надо только понимать, что один и тот же процесс, но находящийся на другом уровне, разумеется, отличается "от себя самого". В B.Q.S. это называется "бизнес-квант".
Поэтому, Стратегия, тоже может выглядеть по-разному.
Уровень 1
Это может быть, например, документ, отражающий общую стратегию развития компании. Пример подобного документа который выдал ChatGPT.
Оставлю его без комментариев и правок, "как есть", потому что содержательная часть - тема отдельного разговора.
Подобный документ - уже "что-то", фиксирующее намерения компании. По сути, представляет из себя "Стратегию 1 уровня", если у документа определены сроки и ответственные за его актуализацию.
На таком уровне зрелости Стратегии, упомянутый уже ChatGPT предлагает такие действия:
1. Определите свои бизнес-цели: определите, чего вы хотите достичь с помощью своей бизнес-стратегии.
2. Проанализируйте текущую ситуацию: оцените свои текущие ресурсы, возможности и положение на рынке.
3. Исследуйте своих конкурентов: поймите конкурентный ландшафт и определите возможности.
4. Определите свой целевой рынок: Определите своих целевых клиентов и их потребности.
5. Разработайте свое ценностное предложение: определите, как вы будете отличаться от конкурентов.
6. Создайте свою стратегию: Разработайте план достижения ваших целей и задач.
7. Реализуйте свою стратегию: приведите свой план в действие и следите за его ходом.
8. Скорректируйте свою стратегию: Вносите изменения в свою стратегию по мере необходимости, чтобы обеспечить успех.
Для создания Стратегии на первоначальном этапе - нормальные советы. При этом, можно воспользоваться общепринятыми методами анализа и создания Стратегии, включая те, о которых рассказывал в предыдущих статьях. В целом - метод должен соответствовать общему уровню зрелости системы управления. Проще говоря - пользуйтесь тем, что понимаете. И изучайте лучшие практики.
На данном этапе, в общем-то, нет смысла "биться за каждый пункт", его главная задача - начать действовать по пути "стратегического управления".
Уровень 2
Стратегией второго уровня можно считать документ, который уже определяет (формулирует требования):
- ключевые политики компании,
- основные правила поведения (т.е. управляющие факторы процессов верхнего уровня),
- направления развития компании с организационной и технологической точек зрения.
Особо отмечу, что под словом "документ" всегда понимаю не какую-то "выделенную часть информации", а некий "набор правил и условий", задающий общую архитектуру связанной с ним информации.
При этом неважно, в каком формате он выражен - хоть на "бумажке", хоть статьёй в "базе знаний" или "положением", хоть "видеозарисовкой".
При этом, такая Стратегия объясняет каждому подразделению и направлению их основные цели на рассматриваемый период.
Уровень 3
Следующий уровень уже содержит ключевые конкретизированные параметры работы - показатели исполнения стратегии. Такие, как:
- "направления" развития,
- "секторы" рынка,
- применяемые и развиваемые "технологии".
Уровень задаёт параметры, которые служат для того, чтобы каждое подразделение, а по сути, каждый человек в своей повседневной деятельности мог расставлять приоритеты задач (читай - ресурсы) в согласии с общими целями компании. И чтобы спорные вопросы, которые возникают из-за того, что любые ценные ресурсы ограничены, решались с помощью этих приоритетов.
Фактически, на этом уровне Стратегия уже заходит в "тактическую зону" задач, что и является основным признаком "зрелой стратегии".
Уровень 4
Поэтому, очевидно, что на самом высоком уровне зрелости, Стратегия имеет такой уровень проработки, который включает в себя тактику. Т.е. Стратегия интегрирована в систему непрерывного мониторинга состояния развития компании - включает тактические показатели-правила. Такие, как приоритетные:
- виды партнёров,
- технологии,
- направления развития,
- секторы рынков,
и принципы классификации и управления этими группами. Включая интегрированные показатели.
Итого
Есть ещё 5-й, "недостижимый" уровень развития: "цели - мечты". Но о том, для чего он служит и как формируется, как-нибудь поговорим отдельно.
Если вы поняли, что не надо сразу пытаться строить звездолёт, а надо подходить к задаче поэтапно и системно, вполне можете сами выстроить и реализовать любую реалистичную Стратегию.
Поэтапное решение этой задачи позволяет понимать, какие необходимы ресурсы и знания для её решения.
Также важно понимать, как уровни стратегии соотносятся с линией времени. Об этом можете послушать и посмотреть в лекции, из которой привёл цитату в начале статьи.
Это позволяет сформировать целостную тактику, "портфель проектов" и соответствующие задачи и действия компании, подразделения, да и собственной жизни. Чего вам и желаю!
P.S. Помочь реализовать стратегию развития вашей системы продаж может сервис B.Q.S.. Который первым делом и определяет, на каком уровне зрелости находится ваша Стратегия и предлагает варианты решений по повышению её уровня зрелости. Пользуйтесь, это бесплатно.