Найти тему

Дублей много не бывает. Важный знак лучше увидеть дважды, чем ни разу

Знак, дублирующий запрет обгона, теперь должен быть установлен слева от дороги
Знак, дублирующий запрет обгона, теперь должен быть установлен слева от дороги

Самые доходные знаки теперь обязаны появляться парами. Одиночные можно расценивать как мираж или проделки «оборотней в погонах»

В последние недели я стал обращать внимание, что на дорогах, по крайней мере, подмосковных, появилось много дорожных знаков, запрещающих обгон. Я понимаю негодование некоторых водителей, которые станут возражать, что их и раньше было много — они же самые доходные для гаишников! И я с ними полностью согласен. Такого обилия запрещающих знаков, а особенно касающихся обгона, нет ни в одной другой стране.

Но с увеличением знаков 3.20 «Обгон запрещен» не стало больше мест, где этот обгон действительно оказался вдруг запрещенным. Такой парадокс сложился потому, что запрещающие обгон знаки начали появляться на левых сторонах дорог — прямо напротив своих старших собратьев, уже давно установленных справа.

Другими словами, знаки 3.20, установленные там, где они и должны быть установлены по ГОСТу, то есть, на правой обочине, вдруг ни с того, ни с сего начали дублироваться на левой стороне дороги. Конечно, такая забота о безопасности дорожного движения не может не радовать. Но вряд ли эта здравое начинание — с мест. Ни за что не поверю, чтобы это была инициатива местных дорожников или гаишников.

За ответом на этот вопрос я полез в Национальный Стандарт Российской Федерации под названием ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». И нахожу в нем пункт 5.1.6 следующего содержания (фрагмент):

На дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1-1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.24, установленные справа от проезжей части, должны дублироваться. Знаки 3.20 и 3.22 дублируются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении, знак 5.15.6 — на дорогах с тремя полосами для движения в обоих направлениях.

Дублирующие знаки устанавливают на конструктивно выделенной разделительной полосе.

На дорогах с разделительной полосой, выделенной только разметкой 1.2, или без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают:

— слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам;

— над проезжей частью в случаях, когда встречное движение осуществляется по трем или более полосам.

При необходимости допускается дублировать таким же образом и другие знаки.

Названный ГОСТ, как видно из названия, принят в 2019 году, действовать начал с 1 апреля 2020 г. Видимо, два года ответственные за его исполнение должностные лица в него не заглядывали, если исполнять его требования начали только в конце прошлого года.

То же самое место четырьмя месяцами  ранее: дублирующего знака все еще нет
То же самое место четырьмя месяцами ранее: дублирующего знака все еще нет

Откуда такой вывод? Да оттуда, что Яндекс помнит всё! В разделе «Карты» я нашел участок дороги А107 (так называемая Малая бетонка), где сейчас, точно знаю, дублирующий знак 3.20 уже стоит. Самая свежая съемка этого места в сервисе «Панорамы» датирована летом 2020 г., там, естественно, нет дублирующих знаков. Зато в сервисе «Зеркала», куда выкладываются снимки пользователями сервиса, самая свежая съемка относится к 29 ноября прошлого года. И на нем знаки 3.20 уже стоят, как и положено, парой. Предыдущая съемка, от 11 октября, знак на левой обочине не зафиксировала. Отсюда и вывод, что требование нового ГОСТа в этом месте было исполнено лишь между 12 октября и 28 ноября 2022 г.

Безусловно, это замечательно, что требование дублировать очень важный дорожный знак появилось: теперь его гораздо меньше вероятности не увидеть — когда, например, уже пошел на обгон грузовика, который собою это знак и перекрывает.

Но есть и еще один плюс у этого новшества. Если, например, совершить обгон в том месте, где дублирующий знак до сих пор не установили, то отсутствие его может стать уважительной причиной, по которой суд посчитает, что вина водителя во вменяемом ему нарушении отсутствует.

А если это обстоятельству будет подтверждено еще и записью с регистратора, то можете считать, что, например, выиграли акцию Газпрома. И тогда, выходя из здания суда, можно спело распевать песенку: «Я вышел чистым и ни в чем не виноватым. Клянусь я в этом, век свободы не видеть!»