Множество обращений клиентов связано с проблемой детско-родительских отношений. К сожалению, нигде не учат – как быть родителем. И став мамами и папами, молодые люди порой попадают в тупиковые ситуации, взаимодействуя с детьми. Поэтому эта тема занимает значительное место в моей практике. Ищу интересные и эффективные приемы работы.
Для более глубокого исследования тонкостей детско-родительского взаимодействия нужны разнообразные диагностические процедуры, грамотная подборка вопросов. Очень хорошо работают различные МАК-техники. И порой очень помогают арт-терапевтические упражнения.
Недавно проводила обучающий семинар по этой теме для коллег. Хочу поделиться инсайтами одного упражнения. Анонимность соблюдена, личные данные не используются. В ходе работы рассматривали возможности использования различных арт-терапевтических материалов в консультировании. Участникам было предложено поработать с фольгой. Это очень интересный материал: доступный, пластичный, прекрасно трансформирующийся.
Прежде всего нужно сосредоточиться на трудностях взаимодействия с ребенком, вспомнить сложные ситуации. Далее предлагается из фольги создать образ ребенка, нечто с чем или кем он ассоциируется на данном жизненном этапе. Затем родитель создает образ себя во взаимодействии с ребенком. Получившиеся фигуры нужно разместить на листе А4 и проанализировать свои мысли, чувства, ощущения.
Первая участница была очень удивлена, что образ сына (17 лет) представился в виде человека с хвостом русалки. Предположила, что это говорит о том, что он не может самостоятельно стоять на ногах. Себя же вылепила в форме лодки. Посадив фигуру ребенка в лодку, поняла, что ему там тесно и некомфортно. Четко обозначилась тема сепарации. Размышляя над получившейся картиной, коллега изменила фигуру сына – превратила хвост в ноги. Лодку переделала в причал от которого с чувством внутреннего удовлетворения отпустила сына в свободное плавание.
Вторая участница исследовала себя в отношениях со взрослым внуком. Себя она также ассоциировала с лодкой, а внука с большой птицей, сидящей в этой лодке. Внешне совместная композиция напоминала лодку с парусом. Погружаясь в созерцание образов, автор предположила, что посадив птицу в лодку, ограничивает ее свободу, инфантилизирует внука, не дает проявлять самостоятельность. К тому же внук занимает слишком много места в ее жизни, в какой-то степени является «парусом» ее жизни. В итоге птице расправила крылья и отпустила на свободу, лодке добавила весла, чтобы она плыла в нужном ей направлении.
И еще одна интересная работа. Образ дочери (7 лет) у этой участницы получился в виде короны. Корона – символ власти, предположила, что ребенок возведен в семье на престол. Себя вылепила в форме скипетра. Расположила на расстоянии друг от друга. Свои ощущения от композиции обозначила, как «холодно». Подумав над тем, чего не хватает, добавила державу (вылепила шар) и все символы королевской власти расположила на троне. Однако, этого оказалось недостаточно. В результате все три фигуры объединила в общую конструкцию, похожую на цветок: дочка в центре, родители – внешние слои, помогают взращивать росток. Эмоциональная реакция: тепло, уютно.
Хотя упражнение носило обучающий характер и глубоко мы не погружались, осознания у участников получились достаточно серьезные.
Такое относительно несложное упражнение можно использовать для анализа любых парных отношений.
Записаться на консультацию: +7 978 784 13 74; viber, телеграмм +7 978 652 34 93. Почта shylikova2018@mail.ru
Автор: Шуликова Ирина Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru