Найти в Дзене
Найди свой Дзен

Как автомобили стали безопасными 🚙

Ко дню создания первого автомобиля совместно с Музеем транспорта Москвы рассказываем про эволюцию систем безопасности в авто.

Автомобиль обязан быть безопасным как для экипажа, так и для окружающих, сводя к минимуму возможность попадания в аварию и максимально снижая последствия ДТП, если уж избежать проблем не удалось. Сейчас это догма, но так было далеко не всегда.

Первые полвека существования автомобиля о безопасности и соседях по дорожному движению мало кто задумывался. Аварии воспринимались как побочный эффект возможности быстрого перемещения. Если с чем и пытались бороться в те годы, так это с попаданием вездесущих пешеходов под колеса. Однако многочисленные изобретения в этом направлении выходили громоздкими и не доходили до этапа реализации.

-2

Как правило, двигателем прогресса в области безопасности автотранспорта служили личные неприятности его создателей.

1912 год. «Кадиллак» первым получил электростартер. Раньше мотор запускался рукояткой и водители часто получали травму, когда рукоятка вовремя не выходила из зацепления с маховиком.

1920-е. «Форд» стал оснащать свои машины безопасными, не разлетающимися вдребезги стеклами.

1930-е. Инженеры начали проводить первые краш-тесты. Проблема повышенной смертности при массовом использовании автомобилей начала приводить к более глубоким исследованиям. Создатели автомобилей стали разбираться, что же происходит при авариях, —  правда, обычно методика была примитивной.

Ранние автомобили с деревянными кузовами при малейшей аварии разваливались на части. Фото fotostranik.ru
Ранние автомобили с деревянными кузовами при малейшей аварии разваливались на части. Фото fotostranik.ru

1950-е. Начал формироваться научный подход к безопасности. Шведская «Вольво» создала оперативные выездные группы, которые изучали последствия аварий. Результатом исследований стал вывод, что кузов автомобиля должен быть жестким и прочным только в той области, где находятся люди, а другие части должны сминаться. Так энергия удара гасилась и человеческий организм меньше страдал.

1959 год. Первые серийные автомобили «Вольво» cтали оснащать трехточечными ремнями безопасности. Они позволяли водителю и пассажиру держаться в креслах, не вылетать через стекла и не ударяться об элементы салона. Сам интерьер поверх железа стали обивать мягкими материалами с минимумом травмоопасных деталей.

Начиная с 1950-х годов опасную работу по измерению нагрузок при краш-тестах взяли на себя манекены. Фото «Даймлер»
Начиная с 1950-х годов опасную работу по измерению нагрузок при краш-тестах взяли на себя манекены. Фото «Даймлер»

1960-е. После выхода скандально известной книги адвоката Ральфа Нейдера «Опасен на любой скорости» проблема с безопасностью машин начала признаваться на уровне государств. Появились законодательные акты со списками требований к безопасности машин, началась повсеместная кампания по вводу ограничений скорости на дорогах, в правилах стали прописывать обязательность использования ремней безопасности.

1980-е. Полноценно стали внедряться системы антиблокировки тормозов и подушки безопасности. В дальнейшем именно развитие бортовой автомобильной электроники позволило значительно усовершенствовать превентивную и пассивную безопасность.

1997 год. Старт системы независимых краш-тестов EuroNCAP, которая поставила своей целью выявлять слабые места в конструкции автомобилей при нестандартных авариях.

Появление системы АБС в конце 1970-х годов ознаменовало пришествие электроники на службу автомобильной безопасности. Фото «Даймлер»
Появление системы АБС в конце 1970-х годов ознаменовало пришествие электроники на службу автомобильной безопасности. Фото «Даймлер»

1980-е. Полноценно стали внедряться системы антиблокировки тормозов и подушки безопасности. В дальнейшем именно развитие бортовой автомобильной электроники позволило значительно усовершенствовать превентивную и пассивную безопасность.

1997 год. Старт системы независимых краш-тестов EuroNCAP, которая поставила своей целью выявлять слабые места в конструкции автомобилей при нестандартных авариях.

Все эти усилия в итоге привели к тому, что сейчас практически любой автомобиль, продаваемый в развитых странах, отвечает самым строгим требованиям безопасности. Вне зависимости от размеров и цены машины в этих регионах снабжаются подушками безопасности и солидным набором электронных систем, призванных помочь водителю в опасной ситуации. А в случае неудачи свести последствия ДТП к минимуму. Любой провал в этой цепочке моментально становится достоянием общественности и наносит серьезный репутационный ущерб фирме-производителю.

источник youtube.com
источник youtube.com

В итоге если 70 лет назад вопросы безопасности автомобиля считались почти неприличными, то сейчас это важнейший элемент для успеха любой модели. Можно сказать, что именно благодаря прогрессу систем безопасности автомобили приобрели свой современный облик. И теперь они двигаются дальше — в направлении автономности. Чтобы исключить из процесса управления самый ненадежный элемент — человека.