Найти тему

e-Commerce в России в 2023 году: маркетплейсы, ИИ и "зеленая" экономика

Оглавление

2022 год обернулся многими неожиданностями, однако это не помешало аналитикам рынка онлайн-торговли внимательно наблюдать за изменениями и прогнозировать дальнейшее развитие сегмента e-commerce в России. В нашей статье мы собрали основные выводы о 2022 годе и прогнозы на 2023 год.

Вкратце: e-commerce в 2022 году в России и мире

Пандемия 2020-21 гг. расстроила традиционные торговые цепочки, переведя фокус на развитие онлайн-торговли, которая оказалась также и удобной. Логично, что специалисты ожидали дальнейшего роста рынка электронной коммерции. Однако события 2022 года застали врасплох всех без исключения. Логистические цепочки были нарушены или полностью разорваны, онлайн-платежи также на некоторое время оказались под вопросом.

В этих условиях российским производителям, продавцам и покупателям пришлось в кратчайшие сроки замещать уходящие бренды и неработающие платежные системы и налаживать новые каналы поставок и реализации товаров.

Судя по отчетам экспертов, российская e-commerce блестяще справилась с возникшими вызовами. Объем продаж не только не упал, но и вырос по сравнению с предыдущими периодами, как в штучном, так и в денежном выражении.

Примечательно, что внутри сегмента e-commerce выделяется направление eGrocery, то есть продажа продовольственных товаров онлайн. Его рост начался в период пандемии в связи с ограничениями на посещение магазинов. А вот развитие в 2022 году уже всецело связано с возможностью экономить время, делегировав закупку продуктов питания службам доставки магазинов.

Сейчас эксперты единогласны: если не случится ничего экстраординарного, рынок российской электронной торговли вырастет примерно в 2 раза в ближайшие 5 лет и составит около 15 трлн рублей в 2028 году.

Аналогичная картина наблюдается и за рубежом, где значительную долю рынка занимает Amazon.

Какие маркетплейсы в России себя положительно показали

Главными игроками рынка электронной торговли в России в течение 2022 года оставались маркетплейсы: WildBerries, Ozon, Яндекс.Маркет. Эксперты отмечают, что большинству клиентов этих платформ уже не требуется специальная реклама: они «берут на Озоне» по привычке, используя предлагаемые маркетплейсами поощрения покупательской лояльности.

Как следствие, в 2022 году объем продаж через российские маркетплейсы впервые превысил объем заказов с AliExpress. Этому также способствовало прекращение деятельности на российском рынке таких зарубежных платформ, как Amazon, Asos, eBay и некоторых других. Освободившиеся «места» стремительно заняли российские производители и продавцы.

Рост популярности маркетплейсов обусловлен двумя основными причинами. С одной стороны, это сервис: все товары детально описаны, продавцы имеют подтвержденные профили, высокий уровень обслуживания и быстрая поддержка обеспечивают лояльность покупателей. С другой стороны, это многочисленное сообщество пользователей, которые готовы поделиться мнением о качестве товара или порекомендует, что выбрать. В итоге, клиенту действительно не нужно искать другие точки продаж.

-2

Предварительные тренды на 2023 год

Одной из главных тенденций в сегмента e-commerce станет развитие омниканальности. Если в 2022 году компании еще пытались оценивать перспективы продвижения на том или ином маркетплейсе, то в 2023 году ожидается, что производитель будет стремиться присутствовать везде. Помимо маркетплейсов, компании станут широко использовать соцсети как место для покупок. Наибольшей популярностью здесь будут пользоваться, скорее всего, вКонтакте и Одноклассники, а другие социальные сети станут развивать возможности онлайн-торговли.

Прогнозируется рост числа нишевых маркетплейсов, сейчас особые надежды возлагаются на «Л’Этуаль», «Детский мир» и некоторые другие. Применение технологий дополненной реальности в e-commerce откроет новые возможности перед магазинами одежды и обуви (Lamoda) и мебельными магазинами.

Приоритетное значение для разработчиков получат мобильные версии онлайн-магазинов и маркетплейсов. Вместе с этим ожидается внедрение сервиса оплаты голосом и NFT-технологий. Эти последние позволят, как минимум, обеспечить высокую степень защиты персональных данных пользователей. Планы правительства по введение цифрового рубля также нуждаются в технологическом обеспечении со стороны NFT. Но и на более «приземленном» уровне NFT найдет применение: так, пользователи смогут приобретать виртуальные коллекции одежды, чтобы стать их единственным владельцем.

При этом маркетплейсы и некоторые онлайн-ритейлеры уже активно переходят на формирование собственных курьерских служб и отказ от сторонних логистических компаний. Любопытно отметить, что по данным исследований, многие пользователи готовы ждать или платить больше за более экологичную доставку.

Какие маркетинговые инструменты в тренде?

Помимо некоторых давно известных (и перечисленных выше) инструментов – омниканальность, маркетинг через соцсети, привлечение инфлюенсеров, применение дополненной и виртуальной реальности, - можно отметить и некоторые новые приемы, которые повлияют на рекламу и продажи в интернете:

  • короткие видео (клипы ВК, YouTube Shorts, Reels в Инстаграм);
  • подкасты и прямые эфиры с демонстрацией товаров (Ozon);
  • акцент на автоматизацию всего комплекса покупок;
  • использование различных площадок для рекламы товаров и услуг.

Именно благодаря этим инструментам маркетплейсы и онлайн-ритейлеры будут привлекать и удерживать покупателей в 2023 году.

-3

Заключение

Доля российской электронной торговли, чье активное развитие началось в 2020 году, значительно возросла в течение 2022 года. Эксперты прогнозируют дальнейший стремительный рост маркетплейсов и сопутствующих этому технологий продвижения.