Мы одержали Победу в Великой Отечественной войне, потому что на борьбу с нацистским нашествием поднялся весь народ - стар и млад, мужчины и женщины, все нации и народности, здоровые и больные.
Даже слепые и глухонемые попадали на фронт. И вовсе не потому, что некому было воевать и их "загребали" военкоматы. А потому, что это был единый порыв, горячее желание внести свой личный вклад в общую Победу. На эту тему писал и ранее. Можно, например, прочесть ЗДЕСЬ:
Незрячие и глухонемые люди внесли достойный вклад в победу над врагом. Среди глухонемых было немало рабочих и инженеров, которые трудились по стахановски, перевыполняя нормы в 2-3 раза. Они заменили ушедших на войну товарищей и помогли обеспечить сохранение бесперебойного производственного процесса во многих оборонных отраслях. Слепые плели маскировочные сети, изготавливали щетки для чистки орудийных стволов, шили халаты, рукавицы и тапочки для раненых, выступали в госпиталях и лазаретах с концертами. А еще… они слушали небо.
В эти январские дни, когда в нашей стране отмечается День освобождения Ленинграда от фашистской блокады, всегда вспоминаю подвиг незрячих красноармейцев-слухачей.
Они защищали ленинградское небо с помощью акустических звукоулавливателей. Принцип их действия был простым. Он основывался на приеме и усилении звука специальными раструбами. Но требовались люди с абсолютным слухом. Чем раньше боец, сидевший у такого аппарата, улавливал звуки приближающихся к Ленинграду фашистских бомбардировщиков, тем больше было времени у подразделений ПВО на отражение воздушного налета. Таким слухом как раз и обладали слепые и они с честью выполняли боевую задачу. Более подробно - ЗДЕСЬ:
Ещё один малоизвестный факт. Осенью 1941 года слепой музыкант Михаил Николаевич Попов, вооружившись самодельной сосновой палкой, с тяжёлым баяном в футляре за спиной, пошел воевать. Фронт, по его прикидкам, проходил недалеко от г. Подольска. Больше всего он боялся попасть в плен к немцам. Но ему повезло - он попал к своим и по ходатайству батальонного комиссара Сергея Николаевича Киреева был зачислен в музыкальный взвод 201-й бригады 5-го воздушно-десантного корпуса.
В минуты затишья Миша Попов шёл от землянки к землянке, от окопа к окопу - играл на баяне и пел. Однажды, когда бойцы поднялись в атаку, Попов вылез из окопа, развернул баян и пошел вместе со всеми - он играл и и пел гимн, воодушевляя бойцов. Осколком мины был ранен. Награждён орденом Красной Звезды. Поэт Алексей Сурков написал о нем балладу «Песня о слепом баянисте». Более подробно - ЗДЕСЬ:
Никодим Михайлович Корзенников был глухонемым от рождения, а вот силушкой его Господь не обидел. Он родился в 1918 году в городе Киренске Иркутской губернии. В ленинградской спецшколе, куда приехал из Сибири, освоил язык жестов и научился читать, но писать не мог. Работал токарем на заводе в Ленинграде. На войну ушел добровольцем - 25 июля 1941 года. Сначала ему, конечно, отказали, но Никодим узнал, что на базе Приморского райвоенкомата создается из рабочих истребительный отряд специального назначения (9-е спецподразделение для борьбы с парашютистами и диверсантами). Лейтенант, который его формировал, принял решение о зачислении Корзенникова в отряд, поскольку он превосходил многих в силе и метко стрелял, а его физические недостатки, с учетом специфики деятельности отряда, могли стать достоинствами.
Фронтовой путь Никодима Корзенникова оказался непростым. Он проявил себя в первом же бою на одном из танкоопасных участков фронта - бутылкой КС поджег немецкий танк и уничтожил несколько врагов. Боевая задача, поставленная перед отрядом, была выполнена. Через несколько дней во время рейда в тыл врага бойцы отряда раздобыли важные для командования документы и карты. Но вскоре Никодим попал в плен. Он тащил на себе раненого командира и был схвачен полицаями. Так как Корзенников молчал, его хотели повесить. Он чудом избежал казни, сумев бежать. Добравшись до своих, тоже чуть не попал под расстрел, поскольку по документам числился убитым, а сам ничего не мог сказать в свою защиту.
От расстрела его спас тогда сослуживец, опознавший Никодима и написавший письменное подтверждение:
"Настоящим докладываю, что знаком с красноармейцем Корзенниковым на протяжении двух месяцев. Красноармеец Корзенников, несмотря на врождённую глухонемоту, был примерным воином, боролся с немецко-фашистскими захватчиками, не щадя жизни. На его личном счету подбитый вражеский танк, немалое количество уничтоженных германских солдат и офицеров. На вопрос, грамотен ли красноармеец Корзенников, отвечаю: грамотен. На вопрос, умеет ли писать, отвечаю: не умеет".
31 октября 1941 года в бою под Ленинградом Корзенников был тяжело ранен, лечился в эвакогоспитале № 1448, 26 марта 1942 года был комиссован.
После войны он работал в токарном цехе Киренского судоремонтного завода. Женился, родились дети. Только в 1970-м Никодим Корзенников узнал о том, что в 41-м был удостоен медали «За отвагу». Справедливость была восстановлена.
Никодим Михайлович Корзенников умер в 2004 году. Похоронен на кладбище станицы Елизаветинской в г. Краснодаре.