Найти тему
Тот самый «Епихин»

Студенческий дрим-тим

Нужна ли студентам в процессе обучения командная работа? Представляю Ваше удивление на сей глупый вопрос - конечно, нужна! Командная и индивидуальная работа - это же она из общекультурных компетенций! Но суть вопроса не в этом. Нужно ли специально организовывать учебные мероприятия на развитие данной компетенции? Ведь по сути, студенты и так работают в коллективах (группах) и так или иначе им проходится коллаборировать друг с другом в различных бытовых и учебных вопросах. 

Существуют мнения, что командная работа на учебных занятиях иногда не имеет должной эффективности в виду того, что возникает конфликт интересов - работа должна быть оценена, а значит студенты думают только о высшей оценке, а не о важности коммуникаций. Согласитесь, что встречаются случаи, когда при выполнении лабораторной работы в одной подгруппе находятся 3-4 человека, среди которых один явный передовик, а остальные просто «подмахивают» за ним результаты. И никакого взаимодействия нет.

Другой вариант, что учитывая уже имеющиеся межличностные контакты в группах студенты собираются в команды иногда чисто по эмпатии в отношении друг друга и студенты-интроверты в таком случае свои командные компетенции не развивают, потому что либо попадают в группу подобных себе интровертов, либо еще похлеще - оказываются и вовсе без команды.

Есть и проблема оценки, потому как команда может быть, в целом, успешна, но работает там от силы 1-1,5 индивида, что дает другим однокомандникам «нахлебничать». Как тут быть, чтобы не порождать тягу к халяве? Думаю, что коллеги не раз встречались с таким моментом, что занятия с элементами командной работы очень любят отстающие, а преуспевающие относятся к ним скептически. А все потому что одни получают себе бонусы на «халяву» и задарма, а вторые просто пашут на блага своего «микроколхоза» (к слову сравнение с советским мероприятиям, где рекламировалась командная работа здесь не случайно - не зря колхозы изначально полюбили бедняки (которые нередко были лодырями), а зажиточные кулаки, привыкшие работать не разгибая спины на себя - относились к этой идее весьма скептически).

В своей практике я применяю метод командной работы. И за года практики сформулировал несколько лайфхаков, которые позволяют повысить эффективность реализации данной активности.

  1. Нередко на команды я делю самостоятельно. Или рандомно. Ибо, когда преподаватель включается в процесс организации такого дела его легко обвинить в предубеждении к одним и потворствовали к другим. Отдаем выбор - случаю - обиженных и обделенных обычно не бывает.
  2. Я участвую в командной работе. Точнее выполняю роль модератора - слежу за процессом. Если вижу, что в рамках подгруппы свешивают все на одного студента,  более сильного, то остальных я тоже привлеку «к ответу». К примеру, если сильный студент делает лабораторную сам в основном, а остальные - это «семеро с ложкой», то я сам назначу того, кто должен написать отчет, кто будет защищать устно эту лабораторную, а кто будет отвечать на вопросы на допуск к лабораторной. В общем, распределяю отвественности.
  3. Иногда саму суть командной работы я выстраиваю так, чтобы не было возможности скинуть все на на одного члена команды. Это очень удобно при геймификации - когда можно собрать, например, команды по 5 человек и в условиях учебной игры установить, что игра из 5 туров и в каждом туре должен поучаствовать отдельный сокомандник. Кстати, в таком случае возникает у ребят спортивный азарт и искреннее переживание друг за друга и за общий успех мероприятия.
  4. Проведение оценки я вижу логичным в двух направлениях - преподавательская и студенческая. Обычно студентам я предлагаю оценить свою команду следующим образом - даю им 1 балл (к примеру) и они должны поделить между собой его долями (0,1-0,3-0,5 и т.п.) так, чтобы в сумме получился тот самый 1 балл, а доли отражали свой вклад и вклад коллег. Такие оценки обычно делаются в рамках команд не открыто, а закрыто, чтобы не провоцировать конфликты.  Просто сказать - оцените всех коллег по 5бальной шкале - не логично - начинает работать принцип уравниловки и это исключает достижение нужного эффекта.
  5. Чтобы не провоцировать серьезных конфликтов между одногруппниками и членами разных команд - нужно не накалять градус их взаимоотношений высокими ставками. То есть не стоит проводить командные мероприятия, где ставка - автомат или наоборот долг. Приз и поощрение должно быть, но умеренное, а наказания лучше исключать, чтобы не получить со стороны студентов закрытость и нелояльность. Иногда лучше просто провести мероприятие, например, командную игру, которое является  запланированной активностью в рамках курса без высоких ставок, но победителей среди команд наградить тортом и потом совместным чаепитием. А, возможно, стоит планировать работу без выделения лучших и худших - поскольку это все равно создает психологическое давление на одногруппников.

Расскажите о своем опыте и секретах организации командной работы?

Командный игрок

Тот самый Епихин

#епихин #педагогика #тотсамыйепихин