Мы продолжаем разбираться том, как понимать одного из самых известных авторов XX века. Часть 1 можете читать по ссылке.
Автор Екатерина Смоленская
Поколение потребителей
Поколение П — это еще и поколение потребителей. Неслучайно этот роман Пелевин задумывал как коммерческий продукт.
Общество потребления — одна из любимых тем постмодернистских авторов. Достаточно вспомнить «Бойцовский клуб» Чака Паланика, который, как и роман Пелевина, пестрит упоминаниями различных брендов.
Французский философ Жан Бодрийяр сравнивал общество потребления с примитивными народами, верящими во всемогущество мыслей. Вот только потребители верят во всемогущество знаков. Все эти товары, которые они покупают, представляют собой некоторые знаки счастья. Это значит, что в обществе принято считать: если у вас есть дорогая машина, вилла, брендовая одежда, то вы непременно счастливы, хотя, очевидно, это совсем необязательно так.
Но мы всё равно продолжаем покупать, как будто товары — это магические артефакты, которые нас осчастливят.
У Пелевина бренды тоже приобретают сакральную мистическую силу. Рекламщики, в том числе Вавилен, ищут способ донести до широкой публики «божественность» товаров, которые они пытаются продать. В этом им помогают особые заклинания-формулы — рекламные слоганы. Реклама становится магическимактом трансформации России, а телепросмотр — аналогом наркотического транса.
Под реальностью 90-х начинает проступать совершенно иная, как кажется, более глубокая реальность, корнями уходящая в шумерскую культуру. Все начинается, когда Вавилен случайно натыкается на исследовательскую статью о древнем культе богини Иштар. Он узнает, что тот, кто хотел пройти церемонию мистического бракосочетания с богиней, должен был взойти на зиккурат и ответить на три вопроса-загадки.
Когда Вавилен пьет чай из мухоморов, его представления о мире полностью меняются. Он переживает мистическое откровение, как жрецы некоторых древних религий.
Миф об Иштар смешивается с действительностью России девяностых и идеями общества потребления.
После этого герой, а вслед за ним и читатель, перестает различать реальность и вымысел.
На заброшенной стройке Вавилен находит «зиккурат » и три символических объекта современной версии богини Иштар: пачку сигарет Парламент (к которой Вавилен писал ре кламу), точилку в форме телевизора и кубинскую монетку с Че Геварой. Затем следуют общение с духом на спиритическом сеансе, превращение из копирайтера в криэйтора и финальное слияние с богиней в мистическом союзе.
Литература Пелевина — это великое достижение российского постмодерна. Чтобы понять, где нужно смеяться, где плакать, а где воспринимать текст серьезно, смотрите курс «Станьте экспертом в литературе и искусстве XX века». Смотрите курс по подписке от 199 рублей в месяц или получите доступ навсегда за 999 рублей.