Сомнологический Центр Минздравсоцразвития РФ при кафедре нервных болезней ФППОВ ММА им. И.М.Сеченова www.sleepmed.ru
В течение долгого времени “занимаясь снами”, мы все более убеждались в том, что сновидения не являются настолько обособленным и специфичным феноменом, как принято думать. На самом деле имеется практически необозримое множество в чем-то сходных психических процессов и состояний, в котором классические сновидения составляют лишь малую часть. Более того, само понятие “классического” сновидения – ярко реалистичного, развитого, продолжительного, сопровождающегося выраженным сонным параличом, является в некотором роде идеализацией. Впрочем, так же, как и понятие классического цикла сна.
Реальные сны весьма различны по степени яркости и сенсорной насыщенности, реалистичности, длительности, богатству сюжета. Сновидения не всегда совпадают с парадоксальным сном и не обязательно сопровождаются полным двигательным и сенсорным параличом. Сонный паралич может быть лишь частичным или целенаправленно избирательным. В некоторых сновидениях удается слышать и понимать внешние звуки и речь, нажимать на кнопку и т.п. Совершенно не обязательно сновидения возникают в конце стандартного, примерно полуторачасового цикла сна. Мягкие, блеклые, кратковременные сны могут возникать в существенно более коротких циклах. Их можно заметить и в NREM фазе и даже днем, в почти обычном бодрствовании — во время монотонной деятельности или же когда что-то активно делаешь в уме, воображении. При этом у человека, как правило, застывает поза, он перестает замечать окружающее и как бы “зависает”.
Большинство снов довольно заурядны, обыденны, похожи на реальность и включают в себя множество фрагментов навеянных дневной жизнью. Но бывают сны и совершенно неожиданные, словно бы "не из твоей жизни" пришедшие, или такие, о которых почти невозможно рассказать. В некоторые ночи сны снятся особенно глубокие, длительные, наполненные событиями, в другие — скорее похожие на яркие фантазии или размышления. Что же, тем не менее, остается общим, характерным для любого сна? Перечислим критерии, которые, на наш взгляд, являются наиболее важными:
1. Первое — это отключенность, отрешенность от внешнего мира и уход внутрь себя
2. Вторым ключевым моментом является наличие развитой, высокой психической активности на фоне общего успокоения и заторможенности. В предельном случае двигательная активность снижается вплоть до паралича (сонный паралич).
3. Кроме этого весьма существенной, базовой характеристикой является расщепленность психики. Собственно, именно благодаря ей и возникают многочисленные персонажи и обитатели “сно-мира”.
Отсюда становится понятно, что к снам явно примыкают состояния сознания, не являющиеся сновидениями в классическом понимании этого термина, но, тем не менее, в той или иной степени обладающие перечисленными признаками. Такие состояния как бы лежат на “границе” между сновидениями и явью: являются пограничными, сноподобными. Или, более точно, - сновидными. Они возникают, когда человек не спит, но захвачен, поглощен происходящим внутри него (в теле, душе), а мир внешний для него “отходит на задний план”. Это состояния, когда что-то вспоминаешь, фантазируешь или представляешь, когда увлекают грезы, мечты, визуализации и т.п. При этом зрение как бы обращается внутрь человека и он погружается в себя — в свои переживания, мысли, образы, ощущения.
Сновидные состояния весьма интересны с точки зрения предоставляемых ими возможностей. Они позволяют, с одной стороны, получить доступ к внутренним ресурсам, к богатству подсознания, а с другой — сохранять сознание и контроль над процессом, и целенаправленно эти ресурсы использовать - что собственно давно и успешно делается в гипнозе, трансовых техниках НЛП, на сеансах психоанализа.
В сущности, вхождение в такое сновидное состояние подобно процессу засыпания и прохождению через первый цикл сна, только в редуцированной, неглубокой форме. Человек прекращает активно действовать (взаимодействовать с внешним миром), расслабляется и успокаивается, переключает внимание на себя, на свои внутренние ощущения. За этим, как правило, следует прохождение через фазу прострации, заторможенности, “пустоты” (аналог медленной фазы сна) большей или меньшей длительности (иногда почти незаметное). После чего, собственно, наступает само сновидное состояние – активируются образы и представления, происходит расщепление психики на “части личности” и общение с ними, идет эмоционально и сенсорно насыщенное переживание сцен и ситуаций. В ряде психотерапевтических практик пациенту именно так и предлагают: принять комфортную позу (сесть, лечь), успокоиться, расслабиться и расщепить психику на некоторое количество "частей личности". С каждой из которых затем ведется определенная работа по переформированию и развитию. После чего эти преобразованные части интегрируются в новую целостную личность и человек возвращается в свое обычное состояние.
В целом сновидные состояния подобны быстрой фазе сна. Это периоды сноподобных грез, гипногагических галлюцинаций. Хотя они могут сильно различаться по степени глубины и приближенности к “настоящим” сновидениям.
Сомнологический Центр Минздравсоцразвития РФ при кафедре нервных болезней ФППОВ ММА им. И.М.Сеченова www.sleepmed.ru