По итогам 2022 года можно выделить пять значимых спонсорских сделок в России. Несмотря на то, что многие зарубежные бренды покинули Россию, прервали или завершили свои спонсорские договора, российский рынок спортивного спонсорства смог сохранить свои объемы за счет рекордных сделок с отечественными компаниями.
В первую очередь стоит выделить активность Российской Премьер-Лиги, которая смогла заключить две топовые сделки – подписать титульного спонсора и генерального партнера, а также Континентальную хоккейную лигу, которая впервые подписала титульного спонсора чемпионата КХЛ.
1. Букмекерская компания «Winline» – генеральный партнер РПЛ
В сезонах 2022-2023, 2023-2024, 2024-2025, 2025-2026 гг. Генеральным партнером Чемпионата является общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Национального коневодческого союза» (ООО «Управляющая компания НКС», БК «Winline»), осуществляющая деятельность в категории товаров и услуг «услуги в области организации и проведения основанных на риске игр и пари (товарная группа «беттинг»: «букмекеры» и «тотализаторы»)».
Букмекерская компания Winline стала генеральным партнером РПЛ на четыре года. Стоимость контракта — 11 млрд. рублей. Winline получил возможность стать беттинг-партнером РПЛ после отказа «Лиги Ставок» — изначальный тендер за статус генерального партнера компания проиграла. РПЛ и «Лига ставок» сотрудничали с 2010 г., в 2014 г. компания стала официальным букмекером РПЛ, а с 2018 г. являлась ее генеральным партнером. Точные суммы нового четырехлетнего соглашения, заключенного в феврале 2022 г., не назывались, но известно, что оно было рекордным. По оценкам РБК, доходы РПЛ по новому контракту могли вырасти с 600 млн. до 3,5 млрд. руб. за сезон.
2. Букмекерская компания «Фонбет» – Титульный спонсор КХЛ
Вторым по стоимости контрактом на российском рынке стало переподписание КХЛ соглашения с букмекерской компанией «Фонбет», которая повысила свой статус до титульного спонсора лиги и с сезона 2022/23 турнир будет называться «Фонбет Чемпионат КХЛ».
Соглашение рассчитано до конца сезона 2024/25. Благодаря этой договоренности доход лиги от спонсорства в букмекерской категории кратно возрастет. Стороны не раскрывают прежних и обновленных условий контракта. По неофициальным данным, ранее лига зарабатывала в беттинг-категории до 250 млн. руб. за сезон, теперь — до 1,5 млрд. руб. Таким образом, рост выручки для лиги может быть шестикратным.
Также КХЛ с сезона 2022/23 открыла своим клубам новый источник доходов: закончился эксклюзивный период сотрудничества с «Фонбет» и теперь каждый участник чемпионата может подписать индивидуальный контракт с беттинг-партнером, чем клубы лиги сразу воспользовались и подписали соглашения с букмекерами.
3. Платежная система «Мир» – титульный спонсор РПЛ и партнер КХЛ
На третьем месте по стоимости - сделка РПЛ с платежной системой «Мир». В сезонах 2022-2023, 2023-2024, 2024-2025, 2025-2026 гг. Титульным спонсором Чемпионата является акционерное общество «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК», Платежная система «Мир», Система быстрых платежей), осуществляющее деятельность в категории товаров и услуг «оказание услуг операторами платежных систем, банками и иными кредитными организациями, микрофинансовыми организациями, а также организациями, предоставляющими сервисы, которые позволяют производить оплату товаров (работ, услуг), в том числе выполняющими техническую функцию (предоставляющими техническое решение) при осуществлении платежей» . Контракт подписан на четыре сезона. Его сумма составила чуть менее 800 млн рублей в год. Это почти в три раза больше, чем предыдущий договор лиги с «Тинькофф», но меньше, чем изначально предлагали потенциальные кандидаты.
Увеличение суммы контракта от титульного спонсорства лиги стало возможным новым требованиям к данному статусу – был объявлен тендер, в рамках которого были прописаны все возможности, которые предоставляются по данному статусу, и претенденты делали свои предложения.
Также платежная система "Мир" стала партнером Континентальной хоккейной лиги и подписала соглашение о сотрудничестве на два года - до конца сезона 2024 года.
4. Букмекерская компания PARI — титульный спонсор ФК «Нижний Новгород»
На четвертом месте сделка БК PARI (правопреемник бывшей «Parimatch»), которая активно использовала нейминг профессиональных клубов в прошлом среди баскетбольных «Пармы» и «Нижнего Новгорода», смогла в 2022 году запустить проект по неймингу футбольного клуба.
Букмекерская компания PARI будет платить футбольному клубу из Нижнего Новгорода по 450 млн руб. в год. Это будет самый дорогой букмекерский контракт среди клубов Российской премьер-лиги (РПЛ). Ради контракта с титульным спонсором футбольный клуб пошел на смену названия. Теперь он называется «Пари Нижний Новгород» (сокращенно — «Пари НН»). Считается, что доход от нового соглашения с PARI покроет до 50% бюджета клуба.
5. Wildberries и профессиональные футбольные и хоккейные клубы
В 2022 году компания Wildberries активно вышла на российский рынок спонсорства и партнерства, подписав договора о сотрудничестве с рядом ведущих футбольных и хоккейных клубов. Wildberries — крупнейший онлайн-ритейлер России, работающий на рынке 17 лет. Компания подписала соглашения с ведущими и популярными клубами страны – ФК «Зенит» (Санкт-Петербург) и ФК «Спартак» (Москва).
ФК «Зенит» (Санкт-Петербург) и Wildberries подписали соглашение о совместной работе чемпионов России и лидера рынка интернет-торговли, которое рассчитано на два года. В рамках нового сотрудничества Wildberries получил статус Технического партнера сине-бело-голубых.
По условиям договора Wildberries со второй половины сезона-2022/2023 будет поставлять спортивную экипировку всем командам системы «Зенит», «Газпром»-Академии» и ее филиалам. Логотип Wildberries появится на игровой форме «Зенита» на играх первого тура группового этапа Кубка России, который стартовал 30 августа. В рамках чемпионата России игроки основной команды будут выходить на игры в футболках с логотипом ретейлера со второй половины сезона — с 3–5 марта 2023 года.
Такое же соглашение и статус компания Wildberries подписала и с другим популярным российским клубом ФК «Спартак» (Москва).
Новый технический партнер «Спартака» Wildberries поставляет экипировку всем командам клуба начиная с сезона 2023/24. Тогда же на игровой форме «красно-белых» появится логотип маркетплейса.
Такая активная направленность Wildberries вполне понятна — еще год назад руководитель пресс-службы компании Валерий Прокопьев в интервью Forbes отметил, что спонсорские проекты со спортивными клубами могут изменить восприятие бренда среди населения. Похожие соглашения подписаны с московскими футбольными клубами ЦСКА, «Динамо», «Локомотив», с самарскими «Крыльями Советов» и хоккейным «Ак Барсом» из Казани.
Все эти сделки, которые в 2022 году стали заметными в российском спортивном и в бизнес сообществах, также стали и самыми влиятельными на бюджеты спортивных организаций, которые в течении года испытывали определенные финансовые и технические проблемы в своей жизнедеятельности. Надеемся в 2023 году такие тенденции на отечественном спонсорском рынке продолжатся.
Об итогах спонсорских сделок в мире можно прочитать в предыдущем посте.
Валерий Гореликов
Подписывайтесь на наш канал! Комментарии и лайки приветствуются.