Найти тему
Old school dude

Гитаристы выбрали лучшие треки Джеффа Бека

Оглавление

Джефф Бек, покинув этот мир, шагнул в вечность, и это событие всколыхнуло музыкальное сообщество, заставив вновь ретроспективно обратиться в его обширной фонотеке. Почитаемый поклонниками и коллегами как один из величайших гитаристов всех времен, он оставил после себя глубокое наследие, вдохновив бесчисленное количество музыкантов своей уникальной и постоянно развивающейся подачей смеси блюза, джаза и рок-н-ролла, которую он представил через свой фирменный подход к фингерстайлу.

Джефф был первым гитаристом своего поколения, который проникся исследовательской техникой. Как он заявлял, "меня не волнуют существующие правила. На самом деле, если я не нарушу эти правила хотя бы десять раз в каждой песне, то считаю, что я не выполнил свою работу должным образом". Один из самых техничных рок-музыкантов, который, стремился понять возможности своих инструментов, Бек сделал себе имя в 60-е годы, благодаря "British Invasion". Но не довольствуясь тем, чтобы оставаться в утвердившихся канонах, он перешёл в конце 60-х к модному блюз-року, а затем в следующие десятилетия уже к более жесткому буги-вуги и фьюжн.

Настройки изменились, а его стиль остался прежним: летящие ноты, острые, как лезвие бритвы или нежные, как сладостный сон, собранные вместе таким образом, чтобы можно было чувственно упиваться мелодией композиции. Это было и редким даром, и в то же время плодом эмпирических трудов – так интуитивно изящно уложить всё с непередаваемым вкусом в единое полотно. Как говаривал классик, "таких, уж, нет, а скоро не будет совсем".

Джефф Бек. Фото из открытых источников
Джефф Бек. Фото из открытых источников

Между тем, у Джеффа Бека никогда не было фирменной песни или композиции, такой, как у его сверстников Джимми Пейджа и Эрика Клэптона. При упоминании его имени у массового слушателя вряд ли всплывёт в памяти Бековская фамильно огранённая "Stairway to Heaven" или "Layla". Жанры, которые на протяжении всей своей карьеры Джефф причудливо исследовал, отражают изменения в роке и рок-гитаре за десятилетия.

И если действительно сложно выделить какую-то одну песню или пьесу, показательно выбивающуюся среди остальных, то сделать подборку особо ярких может любой. И здесь нам на помощь любезно пришли музыканты, и гитаристы в том числе. От фуззовых риффов The Yardbirds до виртуозных каверов The Beatles – вот лучшие моменты легенды гитары Джеффа Бека. Ведь как сказал по такому поводу Слэш:

"Намного легче ценить Джеффа Бека, если ты гитарист. У него такой естественный контроль над инструментом. Это способность заставить его делать то, чего вы никогда не слышали ни от кого другого".

"Heart Full of Soul" The Yardbirds (1965)

Когда Эрик Клэптон покинул The Yardbirds, он порекомендовал на своё место Джими Пейджа. Однако, тот посчитал тогда, что работа сессионного гитариста комфортнее и предложил вместо себя Джеффа Бека. И надо заметить, что смена гитаристов пошла The Yardbirds только на пользу. Наступало время, когда популярная музыка в целом становилась всё более экспериментальной. У Бека были более разнообразные вкусы, и он охотно использовал гитарные эффекты с электронным усилением, меняя звучание группы. Как отмечал барабанщик Джим Маккартни:

"Его стиль имел широкий диапазон влияний – от Леса Пола до восточного ситара. Он привносил в группу необычность, а с Эриком мы бы вернулись к тому, чтобы снова стать группой 12-ти тактов".

Именно с Беком группа записала свой второй большой хит "Heart Full of Soul" 19-летнего Грэма Гоулдмана – со сменой темпа, сочетанием минора и мажора, протяжёнными вокальными распевами и восточным привкусом гитары. Этот индийский окрас тона произошёл совершенно случайно. Менеджер группы Джорджио Гомельски сперва нанял ситариста для записи. Как вспоминал об этом Джефф Бек:

"Heart Full of Soul была написана Грэмом Гоулдманом, который также написал "For Your Love". И The Yardbirds пригласили индийца сыграть на ситаре. Но наш ситарист не мог играть в размере 4/4. То, что он делал, было совершенно волшебно, но в этом не было никакого ритма. И я показал ему на гитаре то, что, по моему мнению, было бы хорошей идеей, а именно тот минорный рифф со струной "ре", гудящей октавой ниже. И все говорили: "Звучит здорово. Давай просто оставим это". И мы отправили маленького индийца домой".

Для соло Бек просто повторил мелодию куплета – ход, который и далее после него будет срабатывать столь же эффектно. Это был один из первых примеров того, что стали называть рага-рок. Джефф применил целый арсенал примочек, чтобы сделать звук своей гитары похожим на звук ситара. Так он позаимствовал у Пейджа прототип фузз-бокса, разработанный для него Роджером Майером, а также использовал свой собственный блок "Tone Bender".

Так и вышло, что два великих фуззовых гитарных риффа 1965 года были записаны с разницей всего в несколько недель, но Джефф Бек добрался до своего первым, вложив в этот хит определяющую всё десятилетие "ситарную" партию. Это случилось на месяц ранее, чем Кит Ричардс нажал на фуззовую педаль, записывая в студии "I Can’t Get No) Satisfaction".

"Jeff’s Boogie" The Yardbirds (1966)

В 1966-м The Yardbirds записали альбом "Roger the Engineer", полностью основанный на собственном материале. Джефф Бек предоставил для него инструментал "Jeff’s Boogie" – переработанную версию "Guitar Boogie" Чака Берри. В аранжированной композиции присутствуют и другие партии гитары, дополняющие соло, но именно сольная гитара поражала слушателей.

Бек, без сомнения, был обязан Берри, по крайней мере, соавторством этого трека. Но, с другой стороны, он переделал всё почти до неузнаваемости, насытив композицию опережающими своё время ослепительными резвыми пробежками по грифу с нисходящими легато, флажолетами и гудящими гармониками. По сему именно "Jeff’s Boogie" была у всех на слуху в качестве впечатляющей энциклопедии скиллов, и именно её, а не опус Чака Берри стремились разучить многочисленные гитаристы. Как однажды заметил Стиви Рэй Вон:

"Вы просто обязаны были знать Jeff’s Boogie, но никто и не вспоминал, что на самом деле это была песня Чака Берри Guitar Boogie".

Может, именно по этому "Jeff’s Boogie" прозвучала в 1984 году на концерте в Гонолулу, когда Джефф Бек присоединился на сцене уже к самому Стиви Рэю Вону и Double Trouble, чтобы сыграть этот впечатляющий мини-сет. И Бек и Вон по очереди исполняли соло в похожей манере, погружая окружающих в настоящую атмосферу джема.

"Stroll On" The Yardbirds (из к/ф "Blow Up", 1966)

The Yardbirds в 1966-м. Фото из открытых источников
The Yardbirds в 1966-м. Фото из открытых источников

Джефф Бек выделялся уникальным звучанием гитары и техникой владения инструментом. Ещё в далеком 1966-м журнал "Beat Instrumental" признал его лучшим соло-гитаристом. Однако, история запечатлела и эпизоды, не столько связанные с виртуозными пассажами, сколько с нехарактерными для Бека разрушительными эскападами. В фильме того же года "Увеличение" Микеланджело Антониони есть масса незабываемых моментов, один из которых – сцена, где персонаж Дэвида Хеммингса, пытаясь раскрыть свое сфотографированное убийство, ненароком попадает на выступление The Yardbirds в клубе.

Кит Релф отрывается от вокала, пока молодой Джимми Пейдж играет вместе с Беком, но тот расстраивается из-за своего фонящего усилителя и ломает гитару. Выброшенный им со сцены инструмент уносит с собой главный герой. Сегодня этот фрагмент фильма выглядит историческим документом, высеченным в камне практически наскальной живописью, оставшейся нам в наследство от "Свингующего Лондона". Позже Бек вспоминал:

"Когда Антониони сказал, что хочет, чтобы я сломал свою гитару, у меня случился припадок. Я сказал: "Погоди-ка, это же "таунсендская фишка". А когда я впервые увидел фильм, то был очень смущён тем, как выглядел в кадре в этих узких облегающих брючках".

Изначально они собирались использовать в фильме песню Тини Брэдшоу "Train Kept A Rollin", но не могли это сделать с точки зрения защиты авторских прав. Поэтому Кит изменил текст за ночь до того, как они её записали, а остальные сделали другую оркестровку. "Stroll On" стала одной из первых композиций в стиле психоделического блюз-рока, и во многом благодаря запоминающейся гитарной аранжировке Джеффа Бека с эффектом фузза. Этот вариант, отличавшийся быстрой ритм-секцией и звучащими в унисон двумя солирующими гитарами Бека и Пейджа, рассматривается музыковедами как предтеча хеви-метал.

"Beck’s Bolero" (1967)

19 января 1967 года вышел первый сингл "Hi Ho Silver Lining" The Jeff Beck Group, на обратной стороне которого была инструментальная композиция "Beck’s Bolero". Хронологически, это была первая сольная запись Джеффа Бека. Этот обманчиво короткий безумно-гениальный прото-прог-инструментал – работа эпохальной супергруппы, в которой Кит Мун из The Who играет на барабанах, будущий участник Led Zeppelin Джон Пол Джонс играет на басу, постоянный соавтор записей The Rolling Stones Ники Хопкинс играет на фортепиано, а Бек со своим товарищем по группе The Yardbirds и будущим основателем Zeppelin Джимми Пейджем – на гитарах, причём последний большей частью держит ритм.

Всё начинается с того, что Пейдж играет на акустике, а Бек играет мелодию на электрогитаре, а затем переходит в звенящую психоделию и классический взрыв хард-рока. Спродюсировал запись Пейдж.

"Я пошел к Джимми домой, и у него был этот 12-струнный "Fender", и ему понравилась идея использовать ритм типа болеро для рок-записи. Он играл ритм болеро, а я играл мелодию поверх него, но потом я сказал: "Джим, ты должен оторваться от ритма – ты же не можешь продолжать так вечно!". Так что мы остановили его прямо посреди пьесы – как Yardbirds сделали бы в "For Your Love" – затем мы вставили этот рифф в середину…
Я использовал "Les Paul" для соло-гитары и для фидбека через "Vox AC30" – это был единственный усилитель, который у меня был, и он был залит пивом! На самом деле, я думаю, что это было пиво, которое и дало ему этот звук! Вы можете услышать, как Мун кричит в середине пластинки поверх барабанной паузы. Если послушать после барабанной паузы, вы услышите только тарелки после этого, потому что он опрокинул микрофон за 250$, случайно ударив по нему своей палкой. Посреди "Bolero" можно услышать его вопль, затем удар по микрофону, а после тарелки. Пьеса просто продолжилась... Чудесно!"

"I Ain’t Superstitious" The Jeff Beck Group (1968)

В 1967 году Джефф Бек организовал собственный коллектив The Jeff Beck Group, в который кроме него самого вошли Род Стюарт (вокал), Рони Вуд (бас-гитара) и Эйнсли Данбар (ударные). Последний вскоре был заменён Мики Уоллером. И когда Led Zeppelin впервые дебютировали, некоторые поклонники рока, и ряд критиков в том числе, рассматривали их как уменьшенный вариант The Jeff Beck Group.

Треки, подобные этому мощному стилю, основанному на классической блюзовой песне Вилли Диксона, впервые записанной ещё Хаулином Вулфом, помогают объяснить на чём же такая точка зрения основывалась. Когда Бек в стереопаре триумфально нажимает на педаль "wah-wah", вас то начинают пробивать мурашки, то вдруг наворачиваются слёзы умиления. Эта версия заняла 86-е место в списке "Rolling Stone" "100 величайших гитарных песен всех времен".

"You Shook Me" The Jeff Beck Group (1968)

За год до того, как Zeppelin замахнулись на этот блюз, The Jeff Beck Group сделали размытый вариант классики Вилли Диксона 1962 года "You Shook Me", в котором будущий басист Zeppelin Джон Пол Джонс играл на органе. В свете этого странными выглядят признания Джимми Пейджа: "Я был в ужасе, потому что думал, что они будут такими же как мы. Но я даже не знал, что они это сделали, а они не знали, что это сделали мы". Мы, разумеется, поверим Пейджу на слово, что его басист не упоминал ему об этом – разве упомнишь все треки, где записывался. Но надо заметить, что дубль Джеффа Бека превосходен. Он не "перетягивает одеяло на себя", а довольно тактично взаимодействует в джеме с органом. И какого же рожна Род Стюарт жаловался, что Джефф подавлял его своим лидерством!

"Superstition" Beck, Bogert & Appice (1973)

Когда трек "Superstition" Стиви Уандера возглавил чарты, у Джеффа Бека были все основания расстраиваться и даже злиться. Песня о негативном влиянии предрассудков была изначально написана для него, однако Уандер, намереваясь расширить свою аудиторию, неожиданно дебютировал летом 1972 года с этим жестким взрывным фанком "вживую" на разогреве у The Rolling Stones.

Стиви Уандер, двадцатидвухлетний бывший "звездный ребенок" написал "Superstition", когда Джефф Бек во время совместного джема отбивал этот ритм за барабанной установкой. Стиви пришёл в восторг и пообещал подарить её Беку для нового альбома. Однако, когда релиз Джеффа немного затянулся, шеф "Motown Records" Берри Горди не позволил Уандеру отдать её. В результате "Superstition" была записана Стиви для альбома "Talking Book", но она же стала фирменной песней для недолговечного трио Бека с ритм-секцией Vanilla Fudge – Тимом Богертом и барабанщиком Кармином Апписом. По-прежнему приятно слышать партию монстра-клавинета Уандера, исполняемую вместо гитары Бека, но и у Бека это звучит просто убийственно!

"Cause We’ve Ended as Lovers" (1975)

После той истории щепетильный Стиви решил загладить чувство вины и реабилитироваться перед Беком. Он подарил ему пару композиций, в том числе и красивую мелодию "Cause We've Ended As Lovers". Эту песню Стиви Уандер написал для своей будущей жены соул-певицы Сириты. Джефф с благодарностью принял подарок и сделал из него незабываемый инструментал, посвятив его своему гитарному кумиру Рою Бьюкенану.

Оригинальная версия Сириты была выпущена годом ранее, и Бек очень постарался сохранить её лиричность, добавив свои собственные уникальные штрихи. Изначально это была красивая, чувственная песня со щемящей сердце мелодией; в ней рассказывается о некогда цветущем романе, которые теперь безнадёжно "завял". Версия Бека для альбома 1975 года "Blow By Blow" – инструментал, звучащий, как песня с отличным вокалом. А вместо слов – плач "Стратокастера"! С той поры эта композиция неизменно фигурирует на самых высоких местах в различных списках "величайших гитарных соло".

Своей мастерской гитарной партией Джефф передает чувство утраты и разочарования. Тонкие нюансы достигаются посредством рычага тремоло, и это лучшая демонстрация динамического контроля игры на электрогитаре. Начиная со вступительного подражания скрипке, где ноты воспроизводятся с уменьшенной громкостью и медленно "набухают", и пиршества блюзовых прикосновений в до-миноре, до головокружительных бэндов, которые приводят к неистовому нисходящему хроматическому ритму продолжительностью четыре минуты и 15 секунд, это безупречный мастер-класс по блюз-рок-гитаре.

Используя громкость и варьируя свой напор, Бек переходит от чистого звука к грязному и от едва слышимого к ярости. И все это просто божественно! Это одно из высших достижений этого великого гитариста, наделенного очень красивым музыкальным почерком и неординарной изобретательностью. Когда Бек играет эту вещь "вживую", кажется, можно услышать шорох встающих дыбом волос на тысячах голов.

"Air Blower" (1975)

По сравнению с другими впечатляющими треками "Blow by Blow", "Air Blower", по общему признанию, может показаться неочевидным выбором для этого списка. Но именно взаимодействие гитар Бека и клавишных Макса Миддлтона делает его одним из самых ярких дополнений к альбому, особенно после перерыва в три с половиной минуты, когда группа переходит к медленному джему, который дает несколько неожиданных поворотов.

Есть два намёка на то, что в этом треке используется "Fender Stratocaster": первый – это рычаг тремоло, используемый для воспроизведения последней ноты основного вступительного мотива, а второй – тон на протяжении всей композиции. Это настолько божественно, насколько это возможно при игре на гитаре!

"Blue Wind" (1976)

В середине 70-х Бек переосмыслил себя в качестве одного из апологетов фьюжн, который был тогда на топе популярности. Работая со знаменитым продюсером Джорджем Мартином и, время от времени, с клавишником Яном Хаммером, участником первого состава группы Mahavishnu Orchestra, он записал пару очень успешных альбомов.

В альбом "Wired" 1976 года была включена безумно тягучая и бурная композиция "Blue Wind". Хаммер помимо того, что её написал, ещё сам же и спродюсировал, а также сыграл на синтезаторе и на ударных. Песня – в англоязычном музыкальном обиходе понятие "song" включает как собственно песни, так и инструментальные композиции, близкие по формату к песне, – продемонстрировала, что Бек мог летать вверх и вниз по грифу так же уверенно, как любой из ведущих фьюжн-гитаристов того времени, но только ещё и с добавлением ярости и остроты.

"Goodbye Pork Pie Hat" (1976)

В альбоме "Wired" была ещё одна замечательная вещица, достойная упоминания. Переосмысление джазового стандарта Чарльза Мингуса 1959 года, возможно, не отражает Джеффа Бека в его самых технически амбициозных проявлениях; это больше касается его выбора нот и часто огромных пауз между ними, что в целом и делает всё таким волшебным. Когда гитаристы говорят о чувстве, это очень похоже: точно знать, что играть в нужное время и как можно более лаконично, и в то же время уметь застать слушателя врасплох.

К этому моменту Бек уже совершил скачок от "Les Pauls" и "Telecaster" к "Stratocaster", и вы определенно можете услышать это по тону – он настолько ярче, тоньше и изящнее, чем его предыдущие записи, что кажется более динамичным и изысканным. Этот проводной трек также примечателен кратким использованием эффектов фузза и кольцевого модулятора, которые помогают придать определенным песням их собственный характерный голос.

В своей автобиографии 2016 года "Бек 01" и в документальном фильме 2018 года "В бегах" гитарист рассказал, что получил письмо от Мингуса с благодарностью и похвалой за его кавер. "Дорогой Джефф, я был потрясен, услышав, что ты сделал", – писал пионер джаза, а также порекомендовал еще два своих собственных трека, которые "соответствовали бы твоему стилю".

"People Get Ready" Jeff Beck and Rod Stewart (1985)

Когда в 1969 году первоначальная группа Джеффа Бека распалась, он и Род Стюарт пошли двумя совершенно разными путями. Их разногласия были в основном чисто музыкальными, как заявлял тогда певец:

"У нас есть мнения, которые, кажется, как-то не совпадают, моё представление о том, каким должен быть альбом, и его. Это не работает. Мы оба хотим встать у руля, поэтому один из нас должен уйти в отставку".

Однако они вернулись вместе 16 лет спустя, чтобы записать кавер на песню Кертиса Мэйфилда "People Get Ready" на альбоме Бека "Flash". Её же выпустили в качестве сингла. В 2018 году Стюарт рассказывал, что его голос и гитара Бека были "парой, созданной на небесах", и это очень заметно на этом кавере, который завершил их последнее студийное сотрудничество.

"Звук, который мы получаем только с его гитарой и моим голосом, совершенно замечательный. Мы заполнили всю комнату. Я как бы стоял в стороне и не совершал никаких своих прыжков по сцене. Я хотел, чтобы это был его вечер, и я думаю, что это сработало".

"Where Were You" (1989)

Когда дело доходит до контроля, немногие треки демонстрируют владение Бека инструментом так изысканно, как эта пьеса с его шестого сольного альбома "Jeff Beck's Guitar Shop", выпущенного в 1989 году. Основной мотив может показаться достаточно простым, но именно работа с рычагом тремоло делает его одним из самых поразительных инструменталов, с завораживающим изяществом повторяющим плавность человеческого голоса.

В первый раз, когда Бек берет ноту "ре" на 19-м ладу своей 3-й струны, она звучит так же, как и другие ноты в последовательности. Но каждая вторая "ре" исполняется с использованием естественной гармоники, находящейся в точно таком же положении, в конечном счете обеспечивая, казалось бы, бесконечный сустейн для его экстремального изменения высоты тона на этой последней ноте. В результате чего он поднимается на целую ступень, затем опускается на полторы ступени, возвращается к высоте тона, опускается на одну с половиной, подтягиваясь оттуда на целую ступеньку, затем спускаясь на целых две ступеньки и подтягиваясь оттуда на ступеньку выше. Сложнее описать, чем услышать. Всё это подается в великолепном сочетании реверберации и задержек, поэтому легко понять, почему композиция быстро стала фаворитом живых выступлений.

"Он просто поёт своей гитарой", – однажды сказала по этому поводу басистка Джеффа Бека Тал Уилкенфельд. "Просто послушайте, как он играет "Where Were You"... это всегда была моя любимая песня в концертном сете. Я бы просто стояла там, на краю сцены, каждый раз уронив челюсть на пол..."

Брайан Мэй тоже в восторге от этой композиции:

"Песня "Where Were You" Бека возможно, самая красивая часть гитарной музыки, когда-либо записанную, наряду с "Little Wing" Джими Хендрикса. Это так чувственно, так красиво, так невероятно креативно и не похоже ни на что, что вы когда-либо слышали где-либо еще".

"A Day in the Life" (1998)

Песня The Beatles "A Day in the Life" – это такой шедевр, который трудно описать каким-либо значимым образом. Одно исключение было сделано на малоизвестном альбоме Джорджа Мартина 1998 года "In My Life", где Джефф Бек взялся передать весь её драматизм без пения, воссоздав вокальную мелодию на своём "Страте".

Это потрясающий пример его виртуозности, и эта композиция всегда была кульминацией его концертов за последнюю четверть века карьеры. Эта же версия была использована в фильме "Across the Universe" и для альбома Бека 2008 года "Performing This Week: Live at Ronnie Scott's Jazz Club", который принес ему премию "Грэмми" 2010 года за лучшее инструментальное рок-исполнение.

"Brush With The Blues" (1999)

Ещё одна песня, которая воплощает мастерство Бека в использовании тремоло, – это третий трек с альбома 1999 года "Who Else!". Этот релиз показал, что гитарист стремится найти новые способы творческого самовыражения. Однако, в отличие от остальных электронных экспериментов и современного продюсирования альбома, "Brush With the Blues" казался возвратом к его пентатоническим корням.

Основной мотив включает в себя много "зачерпываний" – нажатий на рычаг тремоло перед тем, как ударить по струне и позволить ей вернуться к исходной высоте. Позже в треке Бек также выбирает щелчок рычагом, чтобы создать трепетание, очень похожее на щелчок линейкой по краю стола. Именно такие песни, как эта, доказывают, что умение Бека формулировать тон было действительно не от мира сего.

"Over the Rainbow" (2010)

Первоначально написанная для фильма 1939 года "Волшебник страны Оз", которую, как известно, исполнила Джуди Гарленд, "Over the Rainbow" на самом деле не та песня, к которой тяготеют гитаристы. Если, конечно, это не переосмыслено Джеффом Беком – человеком, который мог бы взять что угодно практически из любого места и превратить это во что-то значимое и волшебное.

Студийная запись появилась на альбоме "Emotion & Commotion" 2010 года, хотя она появлялась в его концертных сет-листах ещё в 2005 году. Это его применение изменения высоты тона с использованием рычага тремоло и естественных гармоник очень похоже на оригинальную композицию "Where Were You" – потрясающе уникальное чувство вкуса и осязания, что и делает её таким удивительно захватывающим музыкальным произведением. Во многом похожая на его интерпретацию оперы Пуччини "Нессун Дорма", записанную для того же альбома 2010 года, пьеса обладает подлинной способностью доводить слушателей до слёз. Прослезились? Это связь с Богом. Как заявил Брайан Мэй:

"Конечно, он привнес в рок-музыку удивительный голос, которому никто никогда не будет подражать или равняться. Джефф Бек был таким уникальным, оказал такое влияние на каждого гитариста, которого я когда-либо встречал в своей жизни. Потеря неописуема. Так грустно, что его больше нет в этом мире. Я всё еще не могу до конца уложить это в своей голове".

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода: