Найти тему
Old school dude

Джефф Бек (24.06.1944 – 10.01.2023) – музыкант для музыкантов

Оглавление

Когда из этого мира уходит творец, с музыкой которого ты жил длительное время, – это всё равно, что умирает близкий тебе человек. Пусть ты не был знаком с ним лично, но созданные им гармонии наполнили тебя частью его души, перестроив твою вселенную на свой лад, поэтому абстрагироваться от этого события невозможно, да и не стоит. Нет, частица меня с его кончиной, конечно, не отомрёт, но какое-то время протуберанцы боли и досады будут сотрясать внутренний мир и смущать дух.

Умом, конечно, понимаешь, что в 78 лет такое событие для любого индивидуума вполне естественно, однако, клокочет какое-то внутреннее несогласие принять такой ход вещей. Это нормально, постепенно шторм успокоится, и всё войдёт в привычную колею. Умиротворяющим фактором будет служить осознание той данности, что его музыка никуда из этого мироздания не исчезнет, ибо все мы – смертны, а она – вечна. По сему возблагодарим Всевышнего за то, что он послал этого титана в наш мир, сделав и нас его современниками.

Джефф Бек. Фото из открытых источников
Джефф Бек. Фото из открытых источников

Один из великой британской троицы (Эрик Клэптон, Джефф Бек, Джимми Пейдж) Джефф Бек был менее остальных почитаем в широких кругах, хотя остальные великие отдавали ему должное. Даже сегодня, когда практически доступна любая музыка, некоторые музыканты, и гитаристы в том числе, – я, уж, не говорю об обычных любителях музыки – только начинают с удивлением приоткрывать закрома его записей, погружаясь в его причудливый мир. Я не виню никого, ведь ещё Александр Сергеевич наш заметил, что все мы – ленивы и не любопытны. Такова человеческая натура, и с этим ничего не поделаешь.

Чтобы пробудить у кого-то интерес к чему-то, нужна мотивация – реклама, промоушн, продвижение. Есть, разумеется, и вечные ценности, но положа руку на самое сокровенное, кто из нас к ним ежедневно прикасается? Кто изо дня в день разглядывает репродукции Клода Моне, Веласкеса и Рафаэля Санти, слушает оперы Верди и Вагнера, симфонии Гайдна и Брамса, а ведь это всё составляет "золотой" культурный фонд человечества. Конечно, имя Джеффа Бека в таком ряду менее значимо, но то, что его наследие вошло в анналы истории и будет жить ещё долго – не подлежит никакому сомнению. Сами же музыканты будут его пестовать, перебирать и тщательно изучать.

Он был музыкант для музыкантов, гитарист для гитаристов, и как бы о себе не думал каждый человек, искренне любящий музыку, по достоинству расслышать и уловить едва различимые тонкие нюансы может лишь специалист. Мы тоже можем к этому подтягиваться.

Помню, как в середине 70-х мой приятель Виталик, постигавший премудрости исполнительства на духовых и ударных инструментах в муз. училище, принёс запись альбома Бека 1975 года "Blow by Blow", которая вдруг неожиданно отодвинула на задний план и Yes с Genesis, и Gentle Giant с King Crimson, и Pink Floyd с Led Zeррelin, уверенно пробив себе место в зоне внимания и интереса и прочно забронировав себе место среди фаворитов. В этом была какая-то трудно объяснимая магия: инструментальный альбом из 9 композиций, и лишь к 4-м из них сам Джефф приложил руку к написанию, фьюжн и джазовые по структуре композиции.

Его гитара не забивала общий оркестровый фон, подавляя своими виртуозными скоростными пассажами, а деликатно и как-то по-интеллигентному выделялась повествовательным звукоизвлечением с тщательно выверенной мелизматикой. Множество наложений гитарных партий поддерживали клавишные Уандера и Миддлтона, заставляя забыть об отсутствие вокала. Зачем нужен человеческий голос, когда гитара в руках мастера способна выразить куда как больше, тут и слова не нужны.

Гениальность не требовала ни пояснений, ни какой-то особой расшифровки, и безупречный музыкальный вкус чувствовался в каждой нотке. Оказывается, что мелодическая яркость – не самое важное в музыке, а вот атмосферность, создаваемая деталями и штрихами, каким-то вроде бы несложным набором приёмов, способна поражать не меньше. Альбом "Wired" 1976 года уже я достал раньше Виталика, и мы зависали у него, смакуя треки вечера напролёт... Виталика давно уже нет, и я тщу себя надеждой, что там, в ином мире он сможет теперь непосредственно внимать маэстро Беку. Там уже офигенная команда собралась – любой Вудсток обзавидуется.

Родившийся в 1944 году в Уоллингтоне, Джефф Бек с юных лет находился под влиянием раннего рок-н-ролла и блюза. Он впервые услышал электрогитару по радио, когда ему было 6 лет, и это был Лес Пол с "How High the Moon". Он спросил у матери, что это было. После того, как она ответила, что это электрогитара и сплошные трюки, он решил: "Это для меня". Джефф начал играть на взятой напрокат гитаре, получив первый инструмент после попытки обмануть музыкальный магазин с помощью схемы покупки в рассрочку, а ещё предпринял несколько поползновений создать свой собственный инструмент, склеив и скрепив болтами коробки из-под сигар. Оцените одержимость! Практиковался, подбирая в начале 60-х годов партии чикагских блюзменов Мадди Уотерса и Бадди Гая, пластинки которых тогда собирал, плюс ещё Би-Би Кинга и Стива Кроппера.

"Я интересовался электрогитарой еще до того, как понял разницу между электрогитарой и акустикой. Электрогитара казалась совершенно очаровательной деревянной доской с ручками и переключателями на ней. Я просто должен был иметь такую".

После школы Джефф поступил в Уимблдонский художественный колледж. В 1960-м он присоединился к ритм-энд-блюзовой группе Tridents, а позже были ещё Deltones, The Rumbles и Screaming Lord Sutch and the Savages. Ещё в Tridents Бек вынужденно экспериментировал и одним из первых применил фидбэк.

"Я сделал это задолго до Клэптона, вероятно, в 1960-м с Tridents, потому что у меня был ужасный усилитель, который все равно давал обратную связь. И когда мы начали играть в больших бальных залах, то я увеличил громкость на усилителе. И все начали смотреть на меня, думая, что я совершил ошибку. Так что мне пришлось превратить ужасный звук в мелодию, чтобы они подумали, что я это и имел в виду. Отсюда все и пошло: неспособность звуковых систем справиться с необходимой громкостью. У нас просто не было настоящей акустической системы".

Джефф привлек внимание Джимми Пэйджа, по рекомендации которого в марте 1965-го попал в The Yardbirds, успешно заменив Эрика Клэптона. В своё время они втроём на квартире у Пейджа немало поджемовали.

"Нам было 12 или 14 лет, когда моя сестра нас познакомила. Она училась в том же колледже, пришла как-то домой и рассказала: "В колледже есть парень с дурацкой гитарой, как у тебя". И я подумал: "Где он? Отведи меня к нему!" И с тех пор мы хорошо ладим".

The Yardbirds записали большую часть своих лучших хитов во время короткого, но значительного 18-месячного пребывания Бека в группе. Замена предыдущего гитариста ни для кого не была легкой задачей, но Бек сделал это с апломбом. Хотя The Yardbirds были вынуждены выпускать хиты, Бек смог поэкспериментировать в своей новой роли в группе и тем самым помог установить шаблон для игры на гитаре в стиле психоделического, блюзового и гаражного рока. Он привнес новые гитарные тона и новые музыкальные влияния в быстро развивающиеся The Yardbirds. Это был самый плодотворный период для группы.

Яростное новаторство Бека обнаружило мистическую связь между блюзовой пентатоникой и жалобными всхлипами индийского ситара, только вошедшего в моду в середине 60-х. То, что Джефф делал с сустейном и вибрато, в 1965 году казалось шаманством вуду. Великолепные синглы, такие как "Heart Full of Soul", "Evil Hearted You", "Shapes of Things" и "Over Under Sideways Down", стали образцом для психоделического гитарного рока.

"Heart Full of Soul была написана Грэмом Гоулдманом, который также написал "For Your Love". И The Yardbirds пригласили индийца сыграть на ситаре. Но наш ситарист не мог играть в размере 4/4. То, что он делал, было совершенно волшебно, но в этом не было никакого ритма. И я показал ему на гитаре то, что, по моему мнению, было бы хорошей идеей, а именно тот минорный рифф со струной "ре", гудящей октавой ниже. И все говорили: "Звучит здорово. Давай просто оставим это". И мы отправили маленького индийца домой".

Сам Джимми Пейдж позже придёт в коллаборацию к Беку сначала басистом, а потом – вторым гитаристом. Джефф так об этом рассказывал:

"Джимми не был басистом, как мы все знаем, но единственный способ, которым я мог вовлечь его в группу, состоял в том, чтобы настаивать, что он может взять на себя бас, чтобы мы могли продолжать. И постепенно, в течение недели, думаю, мы заговорили о двойных брейках. Потом мы переключили Криса на бас, а Джимми на гитару".

Джефф Бек покинул The Yardbirds в 1966-м из-за напряжённости между участниками группы, возникшей во время турне по США. Как рассказал барабанщик Джим МакКарти:

"Вроде бы, Джефф отлично вписался в группу после ухода Эрика, сумев перенести простые блюзовые фактуры в другое измерение – в мир сумасшедших звуков и непредсказуемых гармонических поворотов. Но он был довольно резким человеком, порой непредсказуемым. Когда всё хорошо получалось, это было здорово, но часто он бывал совсем трудным".

Сам же Бек какое-то время очень болезненно переживал расставание с "Дворовыми птичками":

"Уход из Yardbirds был травмирующим. Потому что я просто отказался от единственного, что дало мне жизнь, дало мне признание. Это было довольно тяжело. Я вернулся домой и встретил суровую зиму в Англии, и мне нечего было делать. Так что я, должно быть, был отчаянно несчастен. Наверное, я думал, что они позвонят мне, когда вернутся, и скажут: "Извини, мы тебя расстроили. Пожалуйста вернись". Но вместо этого было что-то вроде: "Извини, что расстроили тебя. Отвали теперь на фиг"."

Но в 1967 году Джефф организовал собственный коллектив The Jeff Beck Group, в который кроме него самого вошли Род Стюарт (вокал), Рони Вуд (бас-гитара) и Эйнсли Данбар (ударные). Последний вскоре был заменён Мики Уоллером. Уже 19 января вышел первый сингл "Hi Ho Silver Lining", на обратной стороне которого была инструментальная композиция "Beck’s Bolero". Хронологически, это первая сольная запись Джеффа Бека. Она сделана в мае 1966 года, когда Бек был ещё в составе группы The Yardbirds. В её записи участвовала группа музыкантов, в числе которых Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс, Ники Хопкинс и Кит Мун.

"Было решено, что для меня будет хорошей идеей записать кое-что из моего собственного материала ... отчасти для того, чтобы перестать причитать о The Yardbirds".

В 1968-м вышел альбом "Truth", на котором причудливо соединился блюз-рок и хард-рок. В записи этого альбома, помимо основных членов группы, приняли участие Кит Мун, Джон Пол Джонс и Ники Хопкинс. Считается, что звучание этого альбома стало своеобразным ориентиром для первого альбома группы Led Zeppelin, поскольку и "Truth" и его продолжение 1969 года, "Beck-Ola", помогли сформировать звучание блюзовой и хард-роковой гитары.

The Jeff Beck Group, ставшая фаворитом поклонников конца 60-х, обладала потенциалом суперзвезды. Но, увы, напряженность между Беком и Стюартом привела к преждевременному распаду группы.

"К сожалению, у нас не было достаточно материала, чтобы поддерживать группу. Род писал ужасные тексты, просто скомканные какие-то. Обидно, потому что я думал, что он действительно здорово пел на "Beck-Ola". Мы должны были взять на себя ответственность и пригласить продюсера со стороны. Отношение Рода было таким: "Мне не нравится быть приятелем гитарного героя". Совершенно верно. Так что пока, приятель".

В своей автобиографии Ник Мейсон вспоминает, что в 1967 году Pink Floyd после ухода Сида Барретта хотели нанять Бека в качестве своего гитариста, но "ни у кого из нас не хватило смелости попросить его". В 1969 году, после смерти Брайана Джонса, Беку предложили присоединиться к The Rolling Stones. Отказался.

"Я сказал им, что не участвую в прослушиваниях. Да я бы и не вписался. Так что никогда об этом не сожалел".

В сентябре 1969 года он объединился с ритм-секцией группы Vanilla Fudge – басистом Тимом Богертом и барабанщиком Кармином Апписом – в трио Beck, Bogert & Appice, но когда Бек в декабре раскроил себе череп в автокатастрофе недалеко от Мейдстона, проект был отложен на два с половиной года, а за это время Богерт и Эппис сформировали Cactus.

Несмотря на успех, Джефф Бек к середине 70-х чувствовал себя творчески неудовлетворённым и в 1975 году альбомом "Blow by Blow" снова сменил направление, с головой погрузившись во фьюжн, который был тогда в моде, тем самым продвигая вызывающий некоторые разногласия жанр на шаг вперед. Здесь было больше возможностей для новаторских экспериментов, ведь основа то оставалась блюз-роковой.

"Многим нравился "Blow by Blow", потому что он упрощал Джона Маклафлина и усложнял рок-н-ролл. Этот альбом был одной из тех вещей, которые давались так легко".

Инструментальный альбом добрался до 4-го места (!) в списке "Billboard 200" и получил платиновый статус, как и последовавший через год "Wired". Позже Джефф опять выступал сольно, выпустив ещё восемь студийных альбома, не снискавших сопоставимого успеха, а также сотрудничал с другими исполнителями в качестве приглашённого музыканта.

Он популяризировал использования фидбэка и дисторшн в рок-гитаре. До прихода Бека игра на гитаре в основном соответствовала "чистому, яркому и звенящему" звучанию – во всяком случае в Великобритании. Одна из характерных его черт – чувство высоты тона, особенно при использовании механической системы тремоло для создания звуков, варьирующихся от "бомбы, бьющей в нос", до тонких, идеально переданных гармонических мелодий.

Невероятная комбинация техники вибрато и бендов левой рукой сделала Бека мастером легато и микротональности. В своём исполнительстве Джефф сумел гармонично сплести казалось бы несовместимое – блюзовую пентатонику, индийскую мелизматику и микротональность. Его пальцевая техника правой руки сломала не один канон. Отказавшись от медиатора, он разработал необычайно выразительный гитарный стиль, подчеркнутый ошеломляющими бэндами, безупречной фразировкой и смелыми, элегантно исполненными мелодиями.

"Если вы используете медиатор, у вас есть несколько лишних пальцев, и они ничего не делают. Но с пятью пальцами вы можете делать вещи, до которых не сможете должным образом им добраться. Вы можете делать фигуры, такие как в блюграссе, вы можете выбирать отдельные ноты аккорда, перебирая их, – да всё, что угодно.
Я перенял это от Клиффа Гэллапа (гитариста Gene Vincent and the Blue Caps) и Чета Аткинса. Я был очарован тем, как Чет Аткинс играл партию баса и мелодию одновременно. Я должен был научиться этому. Это помогает мозгу с координацией поддерживать ритм в стиле "хаммер". Все это происходит от народного банджо и Бог знает чего еще".

До того, как научиться играть на гитаре, Джефф попробовал свои силы в игре на пианино, барабанах и виолончели. Скорее всего, такая разновекторность интересов и способствовала тому, что его пристрастия не зацикливались на одном блюзе и блюз-роке – был ещё хард-рок, электроника, техно, джаз-фьюжн, прогрессив-рок. Один из величайших и самых влиятельных гитаристов всех времен, Джефф Бек объединил элементы блюза и джаза в характерный, резкий звук, который оставил неизгладимый след в игре на рок-гитаре.

Томас Эрлевин считает его "таким же новаторским, как Джимми Пейдж, с таким же со вкусом, как у Эрика Клэптона, и почти таким же дальновидным, как Джими Хендрикс", хотя и неспособным добиться их успеха, "в первую очередь из-за бессистемного подхода к своей работе".

По словам гитариста и писателя Джека Уилкинса, Бек считается наряду с Джими Хендриксом и Эриком Клэптоном одним из величайших гитаристов своего поколения. В 1990 году, по результатам опроса газеты "The Observer", Бек признан самым выдающимся гитаристом мира. В 2015 году Джефф занял 5-е место в списке журнала "Rolling Stone" "100 величайших гитаристов".

У него 8 премий "Гремми". 4 апреля 2009 года Джефф Бек был включён в "Зал славы рок-н-ролла" как сольный исполнитель. Награду вручил Джимми Пейдж. А ранее в 1992 году он уже был введен в "Зал славы" в качестве члена The Yardbird. Ох, и высказался он тогда по случаю:

"Кто-то сказал мне, что я должен гордиться сегодняшним мероприятием, но я не думаю этого делать – это потому, что они выгнали меня. Да, они это сделали! К черту их!"

Его гитару можно услышать в песнях Джона Бон Джови, Стиви Уандера, Дэвида Боуи, Тины Тернер, Дайаны Росс, Пола Роджерса, Мика Джаггера, Кейт Буш, ZZ Top, Джо Кокера, Брайана Мэя, Роджера Уотерса и многих других. Последнее, где это было, – на двух треках ("A Thousand Shades" и "Patient Number 9") из альбома Оззи Осборна, выпущенного 24 июня 2022 года.

Прошлым летом Бек и актер Джонни Депп выпустили альбом "18". После релиза фольклорист Брюс Джексон обвинил их в использовании стихотворения заключенного для одной из композиций. В ответ артисты подали встречный иск на ученого. По их мнению, текст был народным и не имел автора.

На протяжении своей блестящей 60-летней карьеры, которая простиралась от The Yardbirds до альбома с Джонни Деппом Бек повлиял на подход бесчисленных тысяч гитаристов, последовавших за ним.

Гитаристы о Джеффе Беке.

Стив Вай:

"Я был ребенком, и я услышал "Cause We Ended as Lovers" из альбома "Blow by Blow". Я никогда раньше не слышал, чтобы кто-то создавал инструментальную музыку, подобную этой. Бек в тот момент переключился с "Les Paul" на "Strat", и он выжимал каждый тон, что было возможно. Он действовал как мастер, и я с ошеломлённым недоверием наблюдал, как он может взять одну ноту и сделать с этой нотой то, на что никто другой не может посягнуть.

Было бы невозможно, чтобы его влияние каким-то образом не отразилось на моей игре. Я был таким фанатом и выучил ребенком эти пьесы как можно ближе к оригиналу, и считаю, что они выше любых шедевров. Думаю, что вы слышите в моей игре больше Бека, чем многих других гитаристов того времени.

Самое интересное в нём то, что он каким-то образом продолжает развиваться. Это очень вдохновляет, потому что большинство людей просто останавливаются в определенный момент как вкопанные. Бек же всегда продолжал расширять свое мастерство в артистическом плане, и он делает это с помощью гитары. Никаких посторонних отвлекающие факторов или концентрации на создании большого рок-шоу".

Стив Стивенс:

"Я начал с "Blow by Blow", потому что моя кавер-группа исполняла "Blue Wind" и "Freeway Jam". Они были успешными записями, и они продавались тоннами, так что мы могли играть их в кавер-группе. Я был еще подростком. Это было тяжело, потому что мне пришлось одолжить у друга "Strat", так как я не знал, как он делает некоторые вещи с рычагом тремоло. На самом деле это и был мой вход в использование тремоло.

Вы можете включить "Blow by Blow", и люди, которым плевать на гитару, могут наслаждаться этой записью. И даже неважно, на каком инструменте он играет, потому что это так великолепно. Что в Джеффе выходит за рамки театральности, так это его чувство ритма и грува. Для меня основа всех его вещей – старый рок-н-ролл. От основанного на блюзе материала The Jeff Beck Group, который, скажем прямо, был раньше Led Zeppelin, взять и развить эту лирическую вокальную вещь через "Blow by Blow" и "Wired"... он был таким инновационным и уникальным.

"Он по-прежнему явно любит музыку, однако ему пришлось заново открыть для себя что-то, будь то болгарские песнопения или индийские мелодии. Кажется, он постоянно становится поклонником чего-то нового. Когда он делал свои записи, вдохновленные техно и электронной музыкой, он обращал внимание на то, что происходит с такими группами, как Massive Attack и The Chemical Brothers. Кажется, что он всегда ищет вдохновения за пределами гитары: с помощью саундтреков к фильмам, классической музыки или чего-то другого ещё. Это действительно может улучшить подход к игре на гитаре.

Все те мелодии, по которым его действительно знают, были написаны клавишниками, будь то Тони Хаймас, Макс Миддлтон или Ян Хаммер. И мелодию он может передать особым образом. Никогда не знаешь, что он собирается делать дальше, потому что это всегда неожиданно, и что бы им ни двигало, он становится лучше.

Я работаю над своей третьей книгой о Джими Хендриксе, и имя Джеффа продолжает появляться в этих биографиях: Джими был так хорошо осведомлен о том, что сделал Бек. И хотя Джими дебютировал в Англии, играя с Эриком Клэптоном, но там был и Бек, в достоинства которого Джими был действительно влюблен".

Джо Сатриани:

"Я в старшей школе играл в группе, и эти ребята были немного старше меня и обучали меня разным вещам, а барабанщик показал мне "Bolero" Бека. Когда я пошёл домой и спросил своих старших братьев и сестёр: "Кто этот парень, Джефф Бек?", – я начал получать от них его альбомы. Когда я действительно работал с гитарой, я всегда джемовал, поставив "Truth" и "Beck-Ola", а позже "Rough and Ready".

Я сразу заметил, что подход Бека к игре на гитаре в рок-группе был совершенно другим: он не аранжировал свои партии и не соучаствовал с остальными участниками группы, как любой из других парней, типа, они как бы играли всю песню.

Я заметил, что, когда я с гитарой ставил пластинку Бека, пытаясь скопировать то, что он делает, то обнаружил, что он как бы зависает и "запрыгивает" обратно. Я был просто поражен этим! Я думал, что это было потрясающе, и, очевидно, позже, когда я уже сам начал делать записи и много читать о нём, я начал понимать его подход к наложениям и живому трекингу.

По мере того, как вы приобретаете музыкальный опыт, вы начинаете понимать, что у большинства из нас одни и те же навыки, и у всех нас есть доступ к одной и той же информации, гаммам и аккордам, и в наши дни многие из нас могут купить или одолжить одно и то же оборудование – так что в наших кофрах и ящиках для инструментов есть много вещей, которые почти одинаковы".

"И что отличает нас как музыкантов, так это наши решения – решения за доли секунды и важные решения. Эти маленькие музыкальные действа действительно определяют личность и отношение музыканта, творческие решения, и когда мы думаем о Джеффе Беке, то действительно вспоминаем обо всех этих классных маленьких решениях, которые он сделал".

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!