Найти тему
Old school dude

Джордж Харрисон как гитарист, что о нем говорят другие гитаристы

Оглавление

"Есть много других людей, которые могли бы сделать то, что делает Джордж, но у них нет такой глубины. Он такой необычный. По правде говоря, я не знаю никого, кто обладал бы таким талантом...". Рави Шанкар

Джорджу Харрисону, нашему любимому "тихому битлу" 25 февраля исполнилось бы 79 лет. Так повелось, что я с юных лет отмечал эту дату, еще даже не зная об этом: просто у моего друга детства тоже был день рождения 25 февраля. А позже, узнав биографию "Битлз", мы обязательно в этот день поднимали бокал и в честь Джорджа тоже, а после неизменно переходили к обсуждению его достоинств как музыканта под магические звуки "While My Guitar Gently Weeps", "Something" и "Неrе Comes The Sun".

Между тем, незадолго до смерти Джордж Харрисон поведал, что, на самом деле, он родился 24 февраля. Семейный документ доказывает, что музыкант родился 24 февраля в "23:50". Но, поскольку в нашем часовом поясе в это время уже было 25-е число, давайте традиционно будем отмечать это событие именно в этот день.

Джордж Харрисон времен "Битлз". Фото из открытых источников
Джордж Харрисон времен "Битлз". Фото из открытых источников

Джордж Харрисон вырос католиком, но его жизненный путь претерпел серьезные изменения после принятия им в середине 60-х индуизма (он был приверженцем Сознания Кришны), который он стал активно популяризировать в западных странах. И это событие Джордж считал самым главным в своей жизни. Он стал вегетарианцем, не употребляя в пищу даже рыбу и морепродукты.

Он умел по-настоящему дружить и любить искренне, всем сердцем. Если Джон бывал порой желчным, а Пол заносчивым, непосредственная доброжелательность и оптимизм Джорджа неизменно располагали к себе любого. Общеизвестно крылатое выражение, метко выражающее самую суть:

"Если Джон Леннон был душой "Битлз", то Джордж Харрисон – его дух".

Его природное чувство юмора было преисполнено беззлобного сарказма и изысканной самоиронии. Чем-то оно было сродни любимой им комик-группе "Монти Пайтон", как в этом растиражированном его выражении: "Насколько я понимаю, реюниона The Beatles не будет – по крайней мере, до тех пор, пока Джона Леннона нет в живых". Харрисон стал первым рок-музыкантом, выпустившим тройной альбом и организовавшим благотворительный концерт. И он был первым "битлом", выпустившим сольный альбом – это был "Wonderwall Music" в 1968 году.

Его негромкий проникновенный вокал мог пробить любую стену предубеждения. Он сочинял песни, преисполненные мудрости, любви и благодумия, владел игрой на ситаре, посвятив его освоению несколько лет, мог сыграть на клавишных и помимо этого еще на огромном списке инструментов: конга, африканский барабан, ксилофон, скрипка, бас-гитара, губная гармошка, маримба, металлофон, укулеле, саранги, мандолина, цитра – и это еще неполный перечень. Но его любимым инструментом всегда оставалась гитара. Именно гитары он бесконечно рисовал в своих школьных тетрадях, восседая на задней парте класса. Как он позже прокомментировал свою страсть:

"Я был полностью увлечен гитарами".

Джордж был самым младшим не только в "Битлз", но и из четверых детей в своей семье. У него были ирландские корни. Отец Джорджа, Харольд, сначала трудился в море, но позже, чтобы быть ближе к семье, сменил профессию и стал водителем автобуса. Мать Харрисона, Луиза, работала продавщицей в магазине. Благодаря ее поддержке во всех начинаниях сына тому удалось не только освоить гитару, но и стать со временем профессиональным музыкантом. Позже она стала самым преданным фанатом группы сына. За успехом любого великого человека стоит великая женщина, и в случае Харрисона это была Луиза.

Джордж Харрисон в окружении родителей и братьев. Фото из открытых источников
Джордж Харрисон в окружении родителей и братьев. Фото из открытых источников

Когда Джорджа Харрисона расспрашивали о его раннем знакомстве с гитарой, он отвечал так:

"Я начал учиться играть, когда мне было 13 лет, на старой испанской модели, которую мой отец купил за 50 монет. Забавно, как мелочи могут изменить вашу жизнь. Не спрашивайте меня, почему он выбрал гитару вместо губной гармошки или чего-то подобного – в то время они определенно не пользовались популярностью".

В то же время его биографы утверждают, что первой собственной гитарой "Rosetti 276" (Egmond Toledo 105/0) Джордж обзавелся в начале сентября 1956 года, о чем есть подтверждения самого Джорджа:

"Моей первой гитарой была маленькая, обшарпанная, за три фунта и десять шиллингов. Я услышал, что у Реймонда Хьюза, с которым я раньше учился в "Dovedale", но не видел его уже год, есть гитара, которую он собирается продавать. Она стоила три фунта десять шиллингов. Огромные деньги по тем временам, но мама дала их мне, я сходил к Реймонду и купил гитару".
Rosetti 276" (Egmond Toledo 105/0). Фото из открытых источников
Rosetti 276" (Egmond Toledo 105/0). Фото из открытых источников

Джордж довольно быстро научился не только брать аккорды, но и исполнять замысловатые пассажи. Один из друзей его отца научил Харрисона играть песни "Whispering", "Sweet Sue", "Just You" и "Dinah". Кэб Кэллоуэй, Джордж Формби, Хоги Кармайкл и Джанго Рейнхардта были теми музыкантами, на кого юный Харрисон первоначально ориентировался. Последующие влияния на него оказали Карл Перкинс, Лонни Донеган, Чет Аткинс, Чак Берри, Бо Диддли и The Everly Brothers. А первым гитаристом, который его поразил, был Слим Уитмен:

"Первым человеком, которого я когда-либо видел играющим на гитаре, был Слим Уитмен, либо на его фотографии в журнале, либо в прямом эфире по телевидению".

Как-то в начале 1956 года во время езды на велосипеде он услышал из соседнего дома песню Элвиса Пресли "Heartbreak Hotel", и эта песня пробудила в нем интерес к рок-н-роллу, перешедший со временем в настоящую страсть. Гитара стала проводником в этот сказочный мир. Благодаря гитаре у Джорджа завязались сначала приятельские, а затем и по-настоящему дружеские отношения с Полом Маккартни, который учился в одной с ним школе "Liverpool Institute High School for Boys".

В 1957 году Джордж поиграл одно время в скиффл-группе Combo, а на момент знакомства с Джоном Ленноном был музыкантом другой скиффл-группы – The Rebels, где выступал вместе со своим братом Питером и другом Артуром Келли, подражая Лонни Донегану. Харрисон прошел прослушивание в группу Джона Леннона The Quarrymen в скиффл-клубе "Morgue", сыграв гитарный инструментал "Guitar Boogie" Артура Смита. Но окончательно сразил того на второй их встрече на верхнем этаже ливерпульского автобуса, во время которой Харрисон исполнил один в один партию соло-гитары в инструментальной пьесе "Raunchy" Билла Джастиса.

Джон сразу же оценил уровень владения инструментом юного Джорджа и без сомнения взял его в свою группу, и с той поры именно гитара Харрисона во многом определяла инструментальное звучание команды, после ряда пертурбаций принявшей название The Beatles. Именно Харрисон первым из группы увлечется фолк-роком и Бобом Диланом, а затем и индийской музыкой, что повлияет не только на стилистику "Битлз", но и на всю рок-музыку в целом. А своим любимым альбомом в группе он назвал "Rubber Soul".

Его гитарный стиль отличали не бездумная скоростная работа и вычурная виртуозность, а вкус, разнообразная и гибкая работа. Его сольные партии были солидными и олицетворяли более сдержанную стилистику соло-гитары начала 60-х. Его партии ритм-гитары были новаторскими, например, когда он использовал каподастр на акустической гитаре для создания яркого, сочного звука, как на альбомах "Rubber Soul" и в "Here Comes the Sun". Он никогда не гнался за эффектностью, но обладал врожденным красноречивым чувством мелодии. Этими средствами он добивался наилучшей подачи любой песни.

Если в начале творческого пути он под влиянием Бадди Холли зачастую использовал диатонические гаммы, то уже к 1964 году он начал развивать особый личный стиль гитариста, сочиняя партии, в которых использовались и неправильные с точки зрения тональности звучания. С годами он освоил слайд-гитару, при этом его манеру исполнения узнаешь с первых нот – яркий, сочный, фамильный индивидуальный стиль.

Его дважды вводили в "Зал славы рок-н-ролла", первый раз в 1988 году – как участника The Beatles и посмертно – за сольную карьеру в 2004 году. Журнал "Rolling Stone" поставил его на 11-е место в своем списке "100 величайших гитаристов всех времен". В 2010 году Харрисон занял 11-е место в списке "50 величайших гитаристов всех времен" по версии "Gibson.com", а в 2020 году по опросу читателей журнала "Total Guitar" Джордж Харрисон разместился в аналогичном списке на 20-м месте.

Гитаристы – порода особая, часто со сложным характером и странными причудами. Они ревностно относятся к успехам и достижениям собратьев по цеху, и тем ни менее в этой среде Харрисона дружно называют в числе самых влиятельных гитаристов нашей эпохи. Давайте посмотрим на их высказывания в адрес отдельных гитарных партий Джорджа Харрисона. И это будет достойной данью уважения тому, "кто вдохновил миллионы людей во всем мире играть на гитаре".

"Nowhere Man"

Джон Херингтон (Steely Dan, Donald Fagen, Lucy Kaplansky): "Это хорошо оркестрованное соло, и вы можете услышать две гитары с похожими звуками. Мне нравится, как соло, по сути, заимствует ритм вокальной мелодии песни, но изменяет ноты. Гитары ("Стратокастеры", согласно отчетам) также обработаны для создания супер-ярких, причудливых звуков, а соло делает ровно столько, чтобы обеспечить перерыв в вокале, сохраняя при этом характер и ритм песни нетронутыми.

Все сочные изменения аккордов нацелены, и то, как соло прокладывает себе путь к самой нижней ноте диапазона гитары, когда оно заканчивается, – это чистая поп-магия. И мне так понравился скачок на четыре октавы до этой гармоники на последней ноте соло, что я украл его для окончания моего соло на "Thirteen Feet of Rain". Я не мог устоять!"

Роббен Форд (KISS, John Mayall & the Bluesbreakers, Yellowjackets, Gregg Allman Band, L.A. Express, Little Feat): "Соло просто замечательное. Это одно из лучших соло с аккордами и мелодиями в истории рок-музыки, это точно".

"Till There Was You"

Энди Тиммонс (Taylor Bay Band, Danger Danger, Pawn Kings, ATB): "Соло Джорджа невероятно мелодично, и он просто идеально подходит к смене аккордов. Я действительно не могу представить другого парня в рок-группе 1963 года, играющего что-то настолько замысловатое. Это, безусловно, задало тон его способности создавать идеальные соло. Есть замечательный клип, где группа играет эту песню для королевы (Royal Variety Performance), а Джордж исполняет соло, беспечно оглядываясь по сторонам".

Берни Марсден (Whitesnake): "Till There Was You показывает широкий диапазон владения Джорджем гитарной техникой в 1963 году. У него прекрасная фразировка – он использует уменьшенные ноты – и фантастически использует рычаг тремоло "Gretsch" перед потрясающим переходом в среднюю восьмерку. (Хотя во время студийной записи Харрисон использовал гитару с нейлоновыми струнами, он часто исполнял песню на электрогитаре). Для моих юных ушей это была мастерская игры на гитаре – а затем он раскачался на "Roll Over Beethoven" и запел! Это было почти чересчур для новичка".

Крис Бак (Chris Buck Band): "Эта песня олицетворяет все, что делало гитарную игру Джорджа такой неотразимой с точки зрения группы – правильная партия, точно в нужный момент, каждый раз в обязательном порядке; 15 секунд безупречного и мелодичного следования аккордам, но ни разу не чувствуется надуманности или расчета.

Это мастер-класс по "воспроизведению изменений". Группа "Битлз", которой они были в 1962 году, и группа, которой они стали к моменту своего распада семь лет спустя, находятся на расстоянии световых лет друг от друга, и прогресс Джорджа как автора и гитариста в то время был в центре эволюции. Синатра, размышляющий о том, что "Something" была "величайшей песней о любви за последние 50 лет" (одновременно приписывая ее Леннону и Маккартни), – почти идеальная дань уважения Джорджу; "тихий", недооцененный гений".

"I Saw Her Standing There"

Стив Люкатер (Toto): "Это соло стало поворотным моментом в моей жизни, как и то, что я увидел их на шоу Эда Салливана в 1964 году – именно тогда я получил свою первую гитару и пластинку "Meet the Beatles!". Это навсегда изменило мою жизнь. Его соло и партии, возможно, просты по сегодняшним меркам, но они одни из самых запоминающихся в истории. Многие люди ошибочно принимают его партии за то, что играли Пол или Джон, но у Джорджа был свой стиль и удивительно разнообразные тона на протяжении всех их невероятных восьми лет записей... и именно его тон делает это очевидным для меня.

На мой взгляд, никто не изменил облик гитары больше, чем Джордж. Кроме того, для меня большая честь сказать, что мы были друзьями с 1992 года. Мы провели вместе несколько удивительных моментов, и я всегда буду дорожить ими. Я скучаю по нему, но никогда не забуду его доброту, юмор, гениальность и великодушие. Просто удивительный человек!"

Гэри Россингтон (Lynyrd Skynyrd): "Начиная с самого первого раза, когда я это услышал, одно из моих любимых соло Джорджа – это то, что звучит на "I Saw Her Standing There". Это так вкусно и очень хорошо исполнено – я просто обожаю его. Джордж научил меня, что когда дело доходит до гитарных партий, иногда меньше значит больше. Другие большие мои фавориты – "And I Love Her" и "I’ll Follow the Sun", песни, которые такие простые, но такие замечательные".

"All My Loving"

Берни Марсден (Whitesnake): "Я всегда внимательно слушал Джорджа и практиковался и практиковался – столько, сколько могли выдержать мои пальцы. Я играл на гитаре одновременно с альбомом и слушал, как Джордж играет соло в "All My Loving", а затем его безупречную гитару в "Till There Was You".

В наши дни мы знаем о любви Джорджа к исполнителям в стиле кантри, и соло на "All My Loving", безусловно, содержит элементы Чета Аткинса и Скотти Мура. Оно красиво раскачивается в пределах трека, и я помню, как осваивал самый последний штрих в свои 12 лет, и это определенно заставило меня осознать, что я действительно могу заставить гитару звучать немного похоже на Джорджа, и это оказало на меня огромное влияние".

Кристоун "Кингфиш" Ингрэм: "Мне нравятся мелодичные линии, которые Джордж играет в этом соло. В его игре есть тонкая необработанность, которая действительно вдохновляет".

"I Don't Want to Spoil the Party"

Лилли Хайатт (Lilly Hiatt and the Dropped Ponies): "Его партия одновременно яркая, легкая и болезненная, она показывает все стороны Джорджа, которые я люблю, намекая на то, что из него позже выйдет. Вы можете услышать, как он тянется к чему-то и делает то, что заставляет "Битлз" звучать потусторонне, магически".

"Help!"

Энди Саммерс (Police): "В самом начале, думаю, молодые гитаристы были заинтригованы партией Джорджа на "Help!". Я помню, как услышал эти нисходящие фразы и подумал: "Хм, это довольно круто. Откуда он это взял?" Он делал то же самое в "Here Comes the Sun". У него был действительно красивый стиль, особенно в таких линиях".

"Got to Get You Into My Life"

Дэвид Гриссом (The Fabulous Thunderbirds, Allman Brothers Band): "Revolver был моей первой пластинкой, и я помню, как услышал его начало, как будто это было вчера. Весь альбом потряс меня, но именно эта песня положила начало моему увлечению гитарой. Фраза, которая начинается на тайминге 1:50, до сих пор вызывает у меня мурашки по коже. Средние частоты "Vox" и душевный двойной бенд Джорджа на второй и четвертой струнах настолько хороши, насколько это возможно".

"Day Tripper"

Стив Морс (Dixie Dregs, Kansas, Deep Purple): "Рифф Джорджа предшествовал всему тяжелому гитарному материалу, такому как Led Zeppelin, но он звучал тяжело – удвоенный и с немного искаженным звуком. Он действительно подходит под определение тяжелого гитарного риффа.

Одна вещь, на которую стоит обратить внимание, это то, что большая часть эффективности Джорджа исходила из того, что он тянулся назад, а затем ждал паузы в вокале, чтобы добавить заполнения. Вы можете услышать это и на живых записях; он не просто все время играл на полную громкость и в полную силу; он избирательно подходил к выбору лучшего места для выступления с отличным риффом".

"Savoy Truffle"

Джоуи Сантьяго (Pixies): "Вся эта смесь сводится к походу в кабинет дантиста. Гитарный тон – скорее всего, проходящий через педаль фузза – звучит как дрель. Колючие бенды во время текста песни "You'll have to have them all pulled out" (Вам придется удалить их все) действительно ярко передают образ зубной бормашины.

Я позаимствовал у него эти колючие бенды и не собираюсь возвращать их в ближайшее время. Формулировка – полный Харрисон – даже с фуззом вы можете сказать, что это он. У него тоже есть этот "звук Джорджа Харрисона", но идентифицировать гитариста по фразировке – редкость. Этому можно подражать; Соло Эрика Клэптона в "While My Guitar Gently Weeps" звучит как дань стилю Джорджа".

Трой Ван Леувен (Queens of the Stone Agе): "Последовательность аккордов действительно забавна, а звучание гитары соответствует голосу Джорджа. Когда я слушаю записи The Beatles в хронологическом порядке, я слышу влияние Харрисона на звучание группы, начиная с его раннего кантри, переходящего в любовь к восточной музыке с его ситаром, а затем обратно к рок-великолепию с его игрой слайдами.

Похоже, именно "Белый альбом" положил для него начало возвращению к песням на электрогитаре. Недавно я узнал, что песня была написана о любви Эрика Клэптона к шоколаду. Просто показывает, что вы никогда не знаете, когда придет вдохновение ... или тяга к шоколаду!"

Роджер "Buzz" Осборн (Melvins): "Соло действительно классное. Абсолютно сухая и непосредственная постановка, которая, по-моему, звучит фантастически. Мне нравятся гитарные "уколы", которые он делает на протяжении всего припева. В общем, очень крутая песня – и даже саксофоны с дисторшном! Одно из лучших у Джорджа".

Сэлдер Вэден: "Это не только иллюстрирует его остроумие как автора, но и полностью демонстрирует его гитарную работу на этом альбоме. Сольный раздел содержит все аспекты Харрисона, которые мне нравятся. Это устраняет разрыв между его мелодичной чувствительностью и прямолинейной рок-н’ролльной гитарой. У тона есть зубы! То, как он сочинял свои соло, которые также включали в себя эту прекрасную безрассудную самоотверженность, делает его одним из моих самых любимых гитаристов всех времен, и этот трек – прекрасный тому пример".

"Let It Be"

Крис Шифлетт (Foo Fighters): "Соло – то, как оно вступает после аккомпанемента клавишных, вызывает идеальные эмоции и настроение (Шифлетт имеет в виду альбомную версию песни). Я "торчал" от него миллион раз и, вероятно, буду еще миллион, прежде чем закончу. Тон совершенно уверенный, но без подстраховки и миксов поверх мелодической линии, наложений и всего такого. Обожаю".

Брайан Фэллон (The Gaslight Anthem): "Это мой любимый гитарный момент у Джорджа – соло в "Let It Be". Это блюзовое соло поверх наиболее часто используемых аккордов I-V-IV – от Баха до Билли Айлиш – и мы их любим. Мне нравится предсказуемость, и мне нравится, что Джордж (и самая инновационная группа в истории) смогли расслабиться и не быть слишком снобистскими, чтобы сыграть пентатоническую гамму поверх линии C-G-Am-F".

"And Your Bird Can Sing"

Аарон Ли Тасджан: "Когда я слушаю партии соло-гитары, я не могу не восхищаться амбициозностью этой партии и ее ветхим исполнением. Я видел интервью, в котором Джордж сказал, что не может вспомнить, Джон или Пол играли другую партию гитары, так что мне также нравится таинственная природа того, как это все получилось.

Когда я это слышу, мне кажется, что что-то появилось из воздуха, поэтому меня заинтриговало, что Джордж, который всегда казался довольно задумчивым, с моей точки зрения, был каналом для такого. Я знаю, что позже в некоторых интервью Джон раскритиковал некоторые тексты, но мне они нравятся. В любом случае, я всегда буду слушать эту потрясающую гитарную партию. Это всегда заставляет меня улыбаться".

Нита Штраус (Alice Cooper): "На это соло повлияли его ранние годы, когда он слушал Buddy Holly and the Crickets и музыку на танцах. Это было началом надежды, вдохновением для его более поздней музыкой".

"Dig a Pony"

Кевин Старр (Uncle Acid& the Deadbeats): "В "Dig a Pony" – гениальная партия Джорджа на гитаре. Мелодичная, никогда не выпячивающаяся и всегда готовая служить песне. Хотя я тоже люблю его более ранние работы, вы действительно можете услышать в этот момент прогресс и зрелость его как гитариста. Начиная с блюзового риффа размером 3/4, сыгранного в унисон с Джоном и Полом, как только начинается первый куплет, Харрисон замолкает, позволяя голосу Леннона и ритм-гитаре вести песню. Вместо того, чтобы просто удваивать ритм-партию, Джордж остается в стороне и со вкусом исполняет ведущие партии в перерывах между вокалом.

Он дает песне пространство там, где это необходимо, не загромождает звуком и не отвлекает от ведущего вокала. Это определенно то, чему мы все могли бы у него поучиться. Его выбор нот добавляет песне ощущение меланхолии, поднимая ее над тем, что в противном случае могло бы быть чем-то вроде одноразового номера. Леннон позже называл эту песню "мусором", но для меня класс Харрисона делает ее недооцененной жемчужиной. Хотя "Битлз" предприняли несколько попыток записать этот трек в студии, версия на альбоме "Let It Be" была взята с их выступления на крыше здания "Apple" в январе 1969 года".

"I'm Only Sleeping"

Нита Штраус (Alice Cooper): "Я чувствую, что музыкальный мир в основном думает о Джордже Харрисоне как о феноменальном авторе песен, которым он был, но думаю, что его действительно недооценивают как новатора гитарного тона. Я помню, как читала статью о том, как Джордж получил этот сумасшедший звук в "I'm Only Sleeping": сочинил соло, выучил его задом наперед, сыграл так и записал его, а затем магнитофонную ленту запустили задом наперед, в результате чего получили первоначальное соло с этим безумным, сюрреалистическим эффектом. Так интересно думать о том, на что был бы похож этот процесс – получение этих тонов в полностью аналоговой студийной обстановке".

"Here Comes the Sun"

Джо Сатриани: "Трудно найти более красивую, культовую, ориентированную на гитару композицию, которая не только полностью представляет своего создателя, но и является бесспорным мировым хитом, любимым миллиардами людей на планете. Мелодия, слова, игра пальцами и безошибочный вокал – все это Джордж Харрисон, звуковая подпись со 100-процентной музыкальностью. Я питаю слабость к его более мрачным произведениям, таким как "Don’t Bother Me" и его работах с Traveling Wilburys, но "Here Comes the Sun" так оригинальна и прекрасна!"

Томми Эммануэль: "Акустическая "Gibson J-200" Джорджа звучит с таким чувством и идеальной настройкой, что я почти вижу, как двигается игла компрессора "Fairchild", помогая пролить мед на его великолепную работу. Я могу продолжать вечно, кто-нибудь, остановите меня!"

Эд Робертсон (Barenaked Ladies, Yukon Kornelius): "Это абсолютно культовая гитарная партия, которая звучит просто, но наполнена умными маленькими нюансами, которые проявляются на протяжении всей песни. Каждый гитарист думает, что сможет сразу сыграть ее на слух, а потом обнаруживает, что это все равно, что открывать коробку-головоломку замысловатой конструкции".

Майк Дауэс (The Moody Blues): "Каждый музыкант, играющий на акустике, знает этот классический рифф, и это важная часть фингерстайла на гитаре, абсолютно культовая прогрессия. Кроме того, это любимый рифф моей мамы, что довольно круто".

"I Me Mine"

Айрон Джонс: "Из всех его работ, должен сказать, что это самое чистое выражение Джорджа как художника. Его гитара на этом треке отсылает к героям американского блюза, напоминая великого Мадди Уотерса и мифологического Роберта Джонсона. Здесь Джордж выхватывает рок из его корней и выставляет на обозрение, показывая нам, почему именно он является одним из величайших в истории музыки".

"It's All Too Much"

Тэш Нил: "Мне нравится красивое, но зловещее вступление с обратной связью. И тон вступительного гитарного риффа – такой тяжелый – и сыгран с такой чванливостью. Грув также является одним из моих любимых, в то время как Джордж становится одухотворенным в лирике. Меня поражает, что это не настолько популярная мелодия, сколько она этого заслуживает".

"Free as a Bird"

Томми Эммануэль: "Джордж рано научился придумывать правильные партии для песни и придерживаться их. Он выточил и отшлифовал, он выбрал правильную гитару для трека и вложил свою любовь, знания и огонь в каждую песню. Забавно, однако, я думаю, что мои любимые партии Джорджа и соло в двух песнях, которые были записаны с Джеффом Линном, – "Free As a Bird" и "Real Love".

Эти песни написал Джон Леннон, а Пол, Джордж и Ринго завершили их в типичном битловском стиле. Так музыкально, так душевно и так сильно! Прекрасные партии "Strat"а Джорджа вкусны, мощны и это именно то, что нужно на этих треках".

Эрик Джонсон: "Слайды, которые он сделал для последней песни "Free As a Bird" были прекрасны… Джордж показывает нам, что речь идет об эмоциях, а не о суматохе в игре на гитаре".

"Something"

Уоррен Хейнс (Gov’t Mule): "Шедевр, но гитарное соло – само по себе шедевр. Я не могу представить песню без него. Gov't Mule недавно играл ее во время одного из наших "специальных" новогодних шоу, где мы делали шоу The Beatles на крыше вместе с некоторыми другими песнями из "Abbey Road" и "Let It Be"; Коннор Кеннеди присоединился к нам на гитаре и вокале.

На репетиции он спросил: "Должен ли я играть соло?" на что я ответил: "Да" – и он сыграл его нота за нотой. Понятно, что он играл свое соло во время шоу, что было действительно круто, но вся аудитория (и группа) слышала "запись" соло в наших головах. Это признак действительно замечательного соло".

Микаэль Окерфельдт (Opeth): "Это действительно… что-то. Это очень особенная песня, возможно, ей позавидовали бы Джон Леннон и Пол Маккартни. Это такое большое лидерство; как гитарист, Джордж был в тени двух боссов "Битлз"… он был там в основном для того, чтобы играть немного соло то здесь, то там. Он не мог освободиться от двух лидеров, но когда он это делал, он затмевал их, как здесь".

Эллиот Истон (The Cars): "Соло явно сочиненное – он с ним не флиртовал! Это именно то, что я всегда пытался сделать с The Cars, создать мини-композицию внутри самой песни".

Нэнси Уилсон (Heart): "Джордж написал, пожалуй, самое романтичное гитарное соло всех времен, когда записывал "Something". Возможно, это одно из самых великолепных и выразительных соло всех времен".

Джо Бонамасса: "Моя любимая песня у "Битлз" всех времен и лучшая работа Джорджа Харрисона. Его игра на гитаре идеальна, а его песенная композиция является знаменосцем среди других шедевров, которые предстоит оценить. Любая часть песни сама по себе может быть классическим припевом. Он просто продолжает улучшаться во всем и заставляет вас хотеть большего.

Мне нравится, как он использует "Лесли", и особенно ритмическую часть. Это также была любимая "песня Леннона и Маккартни" Фрэнка Синатры. "Something" доказала, что Джордж Харрисон был одним из самых ценных и малоиспользуемых активов The Beatles".

Закк Уайлд: "Какая замечательная песня. Он даже заставил Синатру и Элвиса сделать репортаж об этом, что доказывает, насколько это потрясающе. Мы с Джоном ДеСервио, который играет со мной на басу, часто говорим о Джордже – когда бы он ни солировал, ты всегда знаешь, что это он. Даже когда он играл в Travelling Wilburys, это всегда было видно.

Его соло всегда были такими мелодичными и с его собственным чувством… это безумие. Никто не говорит о Джордже Харрисоне так, как о Беке, Клэптоне или Пейдже. Но он чувак! У него действительно был голос на инструменте. И, в конце концов, в этом все и дело".

Джордж Харрисон. Фото из открытых источников
Джордж Харрисон. Фото из открытых источников

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи подобного рода:

❇️ "Гитарные подвиги The Beatles"

❇️ 50 лет альбому Джорджа Харрисона "All Things Must Pass". Воспоминания участников

❇️ Инструментальная история The Beatles

❇️ Джордж Харрисон, Джимми Пейдж или Эрик Клэптон – кто из троих был лучшим гитаристом?

❇️ К 80-летию Джорджа Харрисона: величайшие гитарные моменты после The Beatles

❇️ Что представляет из себя Джон Леннон как гитарист

❇️ Как Джордж Харрисон сочинял свои песни в «битловскую» эру