Я вошла в аудиторию, где сидело 20 юношей и ни одной девушки. Смущалась так, что хотелось убежать. Но я же преподаватель, мне ещё вести занятия, как минимум, ближайшие 5 месяцев.
Самое сложное было не показывать своего страха.
Эти 16-17 летние мальчики оценивающим взглядом окинули меня, самый наглый прошептал: "Наконец-то, нормальная пришла!" Позже я узнала, что "нормальная" - это не женщина 50+, а молодая девушка.
Боялась, потому что знаю, какими жестокими могут быть подростки. И знаю, что они могут творить очень неприятные вещи, к ним я не была бы готова.
Занятие начала со знакомства. Но ни слова не проронила на русском. Только английский язык. Когда половина группы назвала свои имена, один из них спросил: "А Вы, вообще, по-русски понимаете?"
Улыбка меня предательски выдала, все поняли, что перед ними не иностранка 😊
Вообще, я всегда, ВСЕГДА на первом занятии использую только английскую речь. Мне нужно понять, на каком уровне ученики, даже если они tabula rasa, ведь и абсолютные нули могут интуитивно догадываться, что именно спрашивает учитель (попробуй не догадаться, когда я так жестикулирую и показываю мимикой!)
После первого урока делаю для себя заметки и далее преподаю на том языке, на котором эффективнее процесс обучения для конкретной группы.
С группой 20 высокорослых юношей мне, однозначно, повезло (и таких групп у меня было 4 🤪). Мне не пришлось решать сложные пед. задачи, искать к каждому подход, заставлять учиться. Невозможно переубедить 16 летнего подростка, ведь в его возрасте правда только за ним, по крайней мере, он так думает.
Но я рискнула-таки сообщить группе, что если кто захочет посмеяться, устроить дуэль, перекусить, просто пошуметь, - разрешаю, но вне кабинета. Чтобы мне не мешали объяснять тему, а одногруппникам - слушать.
Договорились.
На протяжении 5 месяцев от молодых и дерзких не было хамства и грубости. Скорее, наоборот. У мальчишек пробудился интерес. Хочется полагать, что к языку. Но первый месяц эти юные сорванцы то и дело выпытывали у меня, почему к ним отправили практикантку из педколледжа 😄
Конечно, я им говорила, что университет окончила ещё 2 года назад.
- То есть, Вы хотите сказать, что Вам, как минимум, 23 года, а не 18?
- Именно это я и хочу сказать.
В общем, спустя месяц мне поверили, что я не их сверстница. Мальчишки, сами того не зная, делали мне такой комплимент.
Нагловатые и уверенные в своей неотразимости подростки старательно улыбались, как сейчас говорят, "стреляли глазами". Глядя на них, я сохраняла лицо кирпичом, а отворачиваясь к доске, еле сдерживала смех. Игра в одни ворота студентам быстро наскучила, да ещё играть в гляделки времени не оставалось.
В ходе занятий выяснилось, что почти все студенты не знали букв или могли прочитать лишь половину алфавита. Учиться, конечно, не хотели. Они не понимали, для чего им нужен этот предмет, выезжать куда-то за рубеж не планировали.
Цели нет, мотивации нет, минимальных знаний нет, а отметки получать надо. Они, уверенные в том, что я всё равно нарисую "3", просили дать им небольшой текст на перевод. После изучения букв и звуков нужно было учиться читать. И я стала приносить тексты песен. Слушаем строчку и каждый ученик её повторяет.
Но я тогда ещё была амбициозна, молода, верила, что могу изменить что-то в этих юношах. Приди я к ним сейчас, в моём теперешнем возрасте, я бы, скорее всего, не прилагала столько усилий вдолбить невозможное.
Домашнее задание - привычный им перевод, только не текста из учебника, а песни, но нужно было бороться с гугл переводчиками. Придумала!
Говорю: только, пожалуйста, просто найдите в интернете перевод песни и перепишите. Никакого самостоятельного перевода!
Студенты в шоке 😲
Продолжаю:
- В песне есть ТАКИЕ слова, которые вам ещё рано знать, маленькие вы ещё.
Как вы думаете, какой процент выполнял д/з самостоятельно, без гугл переводчиков? 😄
Какие ТАКИЕ слова могут быть в песнях легендарной группы "Scorpions"? Никакой запрещёнки. И к следующему занятию меня встречали разочарованные глаза студентов.
- Вы нам соврали.
- У вас было задание только переписать текст с интернета.
- А мы переводили сами!
- И что, теперь вы сильно сожалеете о потерянном напрасно времени на выполнение задания по-английскому?
- Нет... Так-то, интересно было, песня красивая.
Ещё бы, это же "Scorpions"!
- Но больше мы не попадёмся на эту удочку!
- Ну-ну
Попадались ещё раза 3 😄 хоть и не в полном составе.
Мальчик остаётся мальчиком хоть в 6, хоть в 16, хоть в 60 лет. Я делила парней на 3 или 4 мини-группы и давала задания, кто первый выполнит. Соревнование. Оно подзадоривает, подбадривает, мотивирует на дальнейшую победу.
Так студенты и учились поначалу: находили строчные буквы для заглавных, подходящие звуки для слов, эквиваленты фраз или пословиц на русском языке. И всё это на время. Грамматику завоевать не удалось, она осталась непокорной 😄 через 3 месяца студенты сами стали замечать, что с английским у них стало лучше.
Неожиданной концовки истории здесь нет. Но есть трогательная и искренняя благодарность.
В конце учебного года один из студентов сказал: "Вы так много сделали для нас, я никогда ещё не встречал такого учителя, который понятно объясняет непонятный мне язык. Спасибо большое".
😇
Эта история произошла 8 лет назад, когда я устроилась на работу в автомеханический колледж. Моими студентами были автомеханики, сварщики, и 1 группа портных (девочек). Мальчики посещали занятия почти всегда, девочки же напротив, изредка. Кто был молодой мамой, а кто-то собирался ей стать, другие не думали об учёбе и прогулиливали всё.
Я проработала там с января по июнь, потом уволилась. По вторникам и четвергам мне ставили по 5 пар, а заработную плату получала ровно 4302 рубля.