После картин Джексона Поллока, написанных в стиле абстрактного экспрессионизма, захотелось поговорить о моем любимом русском экспрессионисте Игоре Грабаре. Тем более, что сейчас в Третьяковской галерее продолжается его юбилейная выставка и можно успеть полюбоваться его полотнами, собранными вместе из разных музеев и коллекций.
Правда, 2 картины, про которые я хочу сегодня рассказать, на выставку прибыли из соседнего здания, из постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Обе картины написаны в подмосковном Дугино зимой 1904 года, окрестности которого славились своими березами.
На мой взгляд, самые лучшие свои пейзажи Игорь Грабарь написал после возвращения из-за границы, где он обучался технике живописи и приобрел свою манеру письма под влиянием импрессионистов. В России он вдохновляется красотой родной природы и создает свои чудесные пейзажи.
И особенно хороши именно зимние пейзажи.
На первой картине, про которую я хочу рассказать, художник пишет белую березу на фоне белого снега. Даже названием он подчеркивает, что цвету он отдает ведущую роль, - «Белая зима. Грачиные гнёзда».
Если приглядеться к ней повнимательнее (и поближе, как я люблю), то можно заметить, как, используя минимум цветов, Грабарю удается передать свежесть и белизну зимнего дня. Серов говорил про этот пейзаж, что «белил в картине не чувствуется», а зима при этом «получилась действительно белая».
Эта картина написана в пасмурную погоду и несет в себе, на мой взгляд, немного лиричное, мечтательное настроение.
И совсем иное чувство рождается при взгляде на «Февральскую лазурь». Написанная в той же местности и той же зимой, картина дарит нам радость, желание жить и встречать приближающуюся весну.
Здесь мы уже можем увидеть огромное разнообразие контрастных цветов и различных по форме и размеру мазков. Белые берёзы оказываются вовсе не белые, а свет льётся на нас из небесной лазури, просачиваясь сквозь ветви.
!! Интересно, что этот пейзаж написан на пленэре, а точнее в специально вырытой глубокой траншее, в которой художник работал 2 недели на свежем воздухе. Таким способом он сумел создать эффект устремленности березы к небу и подчеркнул её высоту.
«Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба» - писал Игорь Грабарь о своем вдохновении.
Как я его понимаю! И как я сама люблю лежать на снегу и смотреть на верхушки деревьев…
А персональная выставка Игоря Грабаря еще продолжается в Третьяковке до 4 марта.
Другие мои статьи про выставку Игоря Грабаря: