Внимательно разглядываю натюрморты на выставке Игоря Грабаря в Третьяковке и разбираюсь, что в них такого волшебного.
Если честно, натюрморт – это не самый мой любимый жанр живописи. Исключение составляют цветочные композиции и такие жизнерадостные картины, как работы Игоря Грабаря.
Натюрморты художника, написанные в 1905-1908 годах, как и все его произведения этого периода, выполнены в импрессионистском стиле. Но если пейзажи он любил писать зимой, то для натюрмортов оставалось лето.
И также как в пейзажах Грабаря мы чувствуем его восторг от общения с природой, в натюрмортах отражается его любование красотой простых предметов.
Так в картине «За самоваром» обыкновенные вазочки, стакан и самовар радостно сверкают на белой скатерти. Их очертания слегка размыты, словно они начинают растворяться в вечерних сумерках. Кстати, девушка на картине – это юная Валентина, которая через 8 лет станет женой Грабаря.
А вот следующий его натюрморт, написанный в Дугино в том же 1905 году, уже залит солнечным светом. Это восхитительные «Хризантемы». Яркие желтые цветы и белые стеклянные тарелки. Но если подойти к полотну поближе, то можно увидеть какую богатую палитру для этих тарелок использовал художник.
И мой самый любимый натюрморт «Неприбранный стол» тоже принадлежит к Дугинскому периоду творчества, только на нем предметы изображены на свежем воздухе, в саду на фоне зелени. Тут художник словно поместил натюрморт внутрь пейзажа. Очень интересный прием. Рассматриваем детали и опять наблюдаем множество отдельных мазков. Остается только удивляться, как из них получается такая легкая, светлая и радужная картина.
И в работе «Дельфиниум» 1908 года тоже букет написан на фоне пейзажа, а точнее на фоне любимых берез.
А какая нежная и воздушная «Голубая скатерть»! А из скольких мелких разнонаправленных мазочков собран этот аппетитный лимончик.
И вот, когда так тщательно разглядываешь картины Игоря Эммануиловича, начинаешь понимать, какой колоссальный труд и огромный талант стоит за этой кажущейся легкостью.
Конечно, ничуть не умоляю классическую школу живописи, которая требует тщательной прорисовки всех деталей, и которую я не только уважаю, но и очень люблю. Но стоит признать, что работы Грабаря-импрессиониста являются настоящими шедеврами. Они несут и радость, и надежду, и желание жить.
Натюрморты 20-х годов уже выполнены в другой манере, краски становятся более яркие и насыщенные, а предметы более четко очерчены – размытость и недосказанность пропадает. Но остается главное: оптимизм, любовь к жизни и поэзия большого художника.
И уже мы видим классическую композицию в натюрморте «Дельфиниумы» 1944 года, не на фоне берез, как в 1908-м. Но и здесь букетов два. Ну не хочется мастеру оставлять вазу с цветами в одиночестве.
И в заключении хочу поделиться картиной, которая стала для меня открытием и восхищением. И опять дельфиниумы, но только это не натюрморт (в классическом понимании).
Когда я смотрю на картину «В саду, Грядка дельфиниумов» 1947 года, то у меня создается полное ощущение, что я сижу на скамейке в парке и любуюсь прекрасным видом.
Спасибо прекрасному художнику и спасибо организаторам этой чудесной выставки!
Спасибо Вам, если выслушали мои восторги до конца!
Поделитесь, нравятся ли вам картины Игоря Грабаря. И какие из них вас радуют больше?
Подписывайтесь на мой канал, чтобы знакомиться с новыми выставками и музеями, узнавать интересные факты и наслаждаться шедеврами мастеров.