В задании 2 устного собеседования по русскому языку учащимся предлагается пересказать текст с включением в него цитаты. Как правило, страх охватывает детей при одной мысли об этом. Почему же таким сложным кажется пересказ текста?
На мой взгляд, на то есть несколько причин, одной из которых является неумение учащегося оценить (с точки зрения главное-второстепенное) и понять (с точки зрения определения микротем) прочитанную информацию, которую впоследствии необходимо воспроизвести своими словами.
Во-вторых, ограничение во времени, отведенном на подготовку к пересказу, тоже играет немаловажную роль. Одной из типичных ошибок школьников является стремление записать предложение, а не слово или словосочетание.
Как же подготовиться к пересказу, чтобы быть уверенным в своих силах?
Во-первых, изучите критерии оценивания, которые я в данной публикации обозначила как правило "трех НЕ".
Если данное триединство учтено Вами в процессе пересказа, то вы можете заработать 5 баллов в копилочку (без учета критерия "Грамотность").
Во-вторых, обязательно грамотно используйте черновик. Например, выпишите на него имена и важные даты. Благодаря такому ходу вы сможете избежать фактических ошибок (это искажение содержания текста), которые чаще всего связаны именно с числами и именами. Если этого сделать не получилось, просто не упоминайте даты в пересказе. Ограничьтесь хотя бы словами сначала, потом, через некоторое время и т.д.· Выпишите трудные, но важные (ключевые) слова, несущие определенный смысл. Например, герой учился в академии, а вы забыли и сказали, что он прошел обучение в университете. Это опять же неточность в фактах.
В-третьих, составьте назывной (слово) или тезисный (в виде небольшого предложения) план текста. Это поможет сохранить все главные мысли, то есть микротемы. Лучше пишите сокращенно, но разборчиво.
В - четвертых, визуализируйте содержание текста. Нарисуйте в своем воображении те образы и события, о которых говорится в нём. Благодаря этому вы будете делать акцент именно на содержании прочитанного, а не на конкретных фразах.
В-пятых, начать подготовку к пересказу лучше с чтения самой цитаты и определения того абзаца, в который она впоследствии будет включена логично. Своим учащимся сначала предлагаю ответить на следующий вопрос: о чем идеть речь в высказывании? А потом уже начинать поиски необходимого отрывка текста.
Как включить цитату в пересказ?
Способов цитирования может быть несколько:
1) Предложения с прямой речью (А.П. Чехов говорил, (утверждал, писал))
2) Предложения с косвенной речью (А.П. Чехов считал, что...)
Учтите, что в косвенной речи категорически запрещается использовать форму первого лица. Например, Дима сказал, что я приду рано. - предложение с ошибкой!
Правильно: Дима сказал, что он придет поздно.
3) Предложения с вводными словами (по словам, как считал, по мнению)
Своим учащимся зачастую предлагаю использовать при цитировании предложение с прямой речью, чтобы избежать появления грамматических ошибок.
Итак, теперь предлагаю на практике применить ваши знания. Перед Вами текст, который необходимо пересказать с включением цитаты.
Прочитайте предложенную к тексту цитату, подумайте, в какую часть вашего пересказа уместно включить высказывание советского писателя Алексея Максимовича Горького, который посетил колонию Макаренко в 1928 году. Горький сказал: «Это бесспорно, талантливый педагог. Колонисты говорят о нём тоном такой гордости, как будто они сами создали его».
Итак, как же примерно может выглядеть вариант работы с данным текстом?
Обратите внимание, что в третьем абзаце говорится, что Макаренко за несколько лет создал образцовое воспитательное учреждение, поэтому логичнее будет включить высказывание М. Горького именно в него.