Найти в Дзене
Петр Власов

5-я истребительная эскадрилья кайзера (01). История Jasta-5

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Jasta-5 по результативности занимает 3-е место среди всех истребительных эскадрилий кайзеровской авиации времен 1-й мировой войны. С общим счетом в 251 (по другим сведениям 253) воздушные победы она уступает только Jasta-11 (350 побед) и Jasta-2 (336 побед). Но в отличие от этих эскадрилий, длительное время входивших в крупные формирования Jagdgeschwader, и часто действовавших в условиях численного превосходства над врагом, Jagdstaffel-5 на протяжении почти всей войны являлась отдельным подразделением. Соответственно, пилотам 5-й эскадрильи обычно приходилось «работать на равных» с противником, а то и вовсе сражаться «в меньшинстве».

Решение о создании Королевской прусской 5-й истребительной эскадрильи (нем. Jagdstaffel-5, сокращенно Jasta-5) было принято еще в январе 1916 года, но завершилось формирование этой части только 21 августа 1916. Поначалу вся эскадрилья была оснащена монопланами Fokker Eindecker версий E.II, E.III и E.IV. Возглавил Jasta-5 обер-лейтенант Ганс Берр (Hans Berr), принимавший деятельное участие в формировании эскадрильи; этот летчик уже имел опыт воздушных боев, в которых он сбил 2 вражеских самолета.

-2

Сразу после формирования Jasta-5 приняла участие в боях под Верденом, поддерживая с воздуха действия 5-й германской армии. Уже 26 августа, через 5 дней после завершения формирования части, вице-фельдфебель Ганс Мюллер (Hans Muller) открыл боевой счет Jasta-5 уничтожением французского самолета-разведчика Caudron из эскадрильи C.53.

Бои под Верденом постепенно затухали, в то время, как на других участках Западного фронта напряженность росла. И потому в конце сентября 1916 5-я эскадрилья перебазировалась в район Соммы – поддерживать наступление 1-й германской армии. К этому времени летчики эскадрильи сдали свои устаревшие монопланы Фоккера, пересев на более маневренные бипланы Halberstadt (версий D.II, D.III и D.V). На этих самолетах пилоты Jasta-5 провели над Соммой ряд боев, одержав значительное для того периода войны число побед. В частности, командир эскадрильи обер-лейтенант Берр сбил на «Хальберштадте» за октябрь 5 аэропланов и аэростат; первый ас Jasta-5 фельдфебель Ганс Мюллер за октябрь «завалил» на «Хальберштадте» 2 самолета, так же, как и Берр, доведя свой счет до 8 побед.

-3

Но в боях эскадрилья понесла и первые потери – погибло несколько ее летчиков, получившие серьезные повреждения машины списывались. Потери восполнялись переводом в Jasta-5 пилотов из других подразделений, а убыль в самолетах – получением новых машин, благодаря чему зимой 1916-1917 гг. в эскадрилье появилось несколько бипланов Roland D.II, а затем и более удачных Albatros D.II.

В это же время руководство эскадрильи начало задумываться о введении на самолетах опознавательных знаков, которые бы позволили летчикам отличать в воздухе машины своей эскадрильи от чужих. Пока это «вылилось» в нанесение на борта самолетов однозначных номеров (принятые позже самолеты пополнения отмечались двузначными номерами). Но нумерация машин лишь временно решила проблему – с увеличением в 1917 году количества действующих на фронте немецких эскадрилий, многие из которых так же нумеровали свои самолеты, вновь стала возникать путаница. В результате «потерявшись» в круговерти масштабного боя, в котором сходились уже несколько эскадрилий, пилоты то и дело пристраивались не к своему, а к строю чужой эскадрильи, и оказывались не на своем аэродроме. Эта проблема и стала причиной введения весной-летом 1917 во многих эскадрильях особой эскадрильной маркировки, позволявшей летчикам даже в воздухе быстро «отделять мух от котлет» и не терять свой строй самолетов. В частности, в Jasta-5 такой эскадрильной маркировкой стали красный кок винта и зеленое хвостовое оперение с красной окантовкой по краям. Но это решение пришло позже – летом 1917. А пока, зимой-весной 1916-1917 гг, эскадрилья летала на самолетах без особых опознавательных знаков, с номерами на бортах.

В марте 1917 Jasta-5 была переброшена на север, в район действий 2-й германской армии. К этому времени в составе эскадрильи уже не осталось ни одного «Хальберштадта» - этот быстро устаревший самолет, а так же и не очень удачный «Роланд» были сняты с вооружения Jasta-5; их место полностью заменили «Альбатросы» - уже освоенной за зиму версии D.II, и новейшей усовершенствованной версии D.III.

На северном участке Западного фронта Jasta-5 оставалась целый год: базируясь на аэродром под Па-де-Кале, Jasta-5 прикрывала с воздуха 2-ю армию вплоть до марта 1918 года. Вскоре после перелета Jasta-5 потеряла своего командира: Ганс Берр, имевший к тому времени 10 побед и высшую военную награду Германии – крест «Pour le Merite», погиб 6 апреля 1917 в воздушном бою, столкнувшись с самолетом одного из своих подчиненных.

-4

Обер-лейтенанта Берра на посту командира эскадрильи заменил гауптман Ганс фон Хюнербейн (Hans von Hünerbein); но он руководил частью всего около месяца, и 4 мая так же погиб в бою. Следующим командиром Jasta-5 стал ас Курт Шнайдер (Kurt Schneider). Но и он командовал эскадрильей только месяц: 5 июня Шнайдер получил тяжелое ранение, и передал руководство частью Рихарду Флашару (Richard Flashar). Флашар был не летчиком-асом, а типичным «штабистом» - с самого создания Jasta-5 он являлся бессменным адъютантом эскадрильи, решая все административные вопросы. Даже став командиром, Флашар оставался «администратором»: он чаще руководил эскадрильей с земли, редко лично участвовал в воздушных боях, и до конца войны так и не добился титула «каноне» (немецкий аналог титула «ас»). Тем не менее, Флашар сыграл большую роль в успехах Jasta-5 своим рассудительным руководством и грамотным обеспечением действий эскадрильи. В частности, именно он в конце июня - начале июля придумал и ввел ставшую знаменитой эскадрильную маркировку – упоминавшиеся выше «красные носы и зеленые хвосты». К заслугам Рихарда можно отнести и полное перевооружение эскадрильи уже в июне-июле 1917 на новейшие, только начавшие появляться на фронте истребители «Альбатрос» D.V, в то время, как остальные эскадрильи еще использовали «Альбатросы» D.III. А то, что Флашар редко рисковал жизнью в воздушных схватках, обеспечило Jasta-5 стабильное длительное разумное руководство: Рихард руководил 5-й эскадрильей почти год - до середины мая 1918, когда он пошел на повышение и возглавил Jagdgruppe-2.

-5

4-й командир Jasta-5 Рихард Флашар и его «Альбатрос» D.V с эскадрильной маркировкой (красный нос, зеленый хвост), введенной Флашаром в начале июля 1917 г

В марте 1918 Jasta-5 переместилась с северного побережья Франции в Бельгию. Там она стала взаимодействовать с Jasta-48, образовав с ней Jagdgruppe-2, которую и возглавил Флашар. Последнее, что Рихард успел сделать для «5-й» до своего ухода – это обеспечить перевооружение эскадрильи с устаревших за год использования «Альбатросов» D.V на «истребитель асов»: знаменитый сверхвёрткий триплан Fokker Dr.I. Эти машины Jasta-5 получила в начале мая 1918 г. Правда, созданный пропагандой еще осенью 1917 года вокруг триплана ореол «машины для асов» к весне 1918 уже не соответствовал реальности. Для середины 1918 г этот самолет был слишком тихоходным, к тому же он не отличался прочностью конструкции. Кроме того, значительная часть поступивших в Jasta-5 трипланов прибыли не с завода, а из Jagdgeschwader-I, перевооружавшейся на самолеты новой конструкции, и потому эти самолеты были уже потрепаны длительной эксплуатацией и ненадежны.

-6

После повышения Флашара руководство 5-й эскадрильей принял лейтенант Вильгельм Леманн (Wilhelm Lehmann). Но тут опять повторилась старая история: не успел новый командир освоиться со своими обязанностями, как его не стало. Через полтора месяца после вступления в должность (25 июня) Леманн, спешивший добиться почетного титула «каноне» (на его счету было 4 победы) погиб в воздушном бою. Эскадрилья опять оказалась обезглавленной. Лишь через неделю после гибели Леманна, 3 июля, руководство прислало нового командира - Jasta-5 принял обер-лейтенант Отто Шмидт (Otto Schmidt), имевший на счету 10 воздушных побед. Этот офицер с богатым боевым и командным опытом и руководил Jasta-5 до самого конца войны. При этом он не только увеличил свой личный счет, сбив в составе 5-й эскадрильи еще 9 самолетов, но и организовал перевооружение своей части на новую, самую совершенную технику: добился от командования выделения для Jasta-5 необходимого количества истребителей Fokker D.VII. Эти лучшие истребители германской авиации периода 1-й мировой войны были получены эскадрильей в августе, что помогло летчикам «5-й», к концу войны одержать значительное число побед.

-7

Отто Шмидт – последний командир Jasta-5, и его персональный Fokker D.VII

В том же августе рядом с Jagdgruppe-2, в которую входила и Jasta-5, обосновались еще две эскадрильи: Jasta-34 и Jasta-37. Эти авиачасти тоже стали взаимодействовать с Jasta-5 и Jasta-48. Таким образом, под Брюсселем фактически стихийно образовалась новая Jagdgeschwader (Истребительная Эскадра), по количеству самолетов схожая с JG-I и JG-II. Однако официально, как объединенная часть, эта временная формация оформлена не была, и единое командование для нее так и не было организовано – официально Флашар руководил только Jasta-5 и Jasta-48. Поэтому взаимодействие со считавшимися самостоятельными 34-й и 37-й эскадрильями основывалось на добровольной основе и не являлось обязательным. А это временами приводило к конфликтам и разнобою в действиях.

После устаревших «Альбатросов» и Фоккеров-трипланов, по техническим и летным характеристикам уже заметно отстававших от новых истребителей противника, оснащение эскадрильи Фоккерами D.VII уравняло шансы пилотов 5-й эскадрильи в борьбе с вражескими летчиками. В результате замедлившийся было в 1918 году темп роста побед опять ускорился. За три с половиной последних месяца войны (с августа до середины ноября) только ведущие асы Jasta-5 – Шмидт, Маи, Кённекке и Румей – одержали на своих Фоккерах D.VII более 50 побед. Еще одной яркой «звездой» осенних боев 5-й эскадрильи стал начинающий пилот Карл Трайбер (Karl Treiber), впервые отправившийся в боевой вылет в сентябре 1918, и за 10 дней сбивший 5 самолетов и 2 аэростата. Всего же к концу войны общий счет Jasta-5 вырос до 251, а по другим сведениям до 253 воздушных побед, что сделало ее третьей по результативности эскадрильей германской авиации 1-й мировой войны. Такой большой спех был достигнут ценой потери 25 пилотов, что соответствует двум составам эскадрильи. Из этих потерь безвозвратных было около половины: погибло 11 летчиков в боях, и еще 3 - в катастрофах. Из остальных: два пилота попали в плен, а 9 выбыли из строя по ранению (1 из них пострадал не в бою, а в авиакатастрофе). Но эти люди остались в живых. Потери в масштабе одной эскадрильи немалые, но по сравнению с нанесенным противнику ущербом (соотношение потерь и побед 1:10) – вполне оправданные для военного времени.

-8

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

5-я истребительная эскадрилья кайзера (02). Ранние асы Jasta-5

5-я истребительная эскадрилья кайзера (03). «Золотой триумвират»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.