Страниц: 300
Оценка: 9/10
Первое издание: 2020 г.
Увлекательность: 9/10
Прописанность героев: 8/10
Сюжет: 7/10
Глубина: 9/10
Эмоции: 8/10
Идея: 9/10
Мне подарили карту «Книжного Лабиринта», и на следующий же день я побежала что-то там покупать. Пока я бродила вдоль стеллажей, слушая, как любитель Warhammer 40k мучает бедного консультанта, взор мой упал на эту книгу. Сработало сразу несколько факторов: необычное название, игрушечный ёж на обложке, автор, которая мне в целом понравилась, и издательство Popcorn Books. Что-то особенное у этого издательство в политике продвижения: электронные версии часто выходят с большим запозданием, если выходят вовсе, поэтому я стараюсь покупать их книги в бумаге, хоть и не люблю трогать эту самую бумагу.
Я упомянула, что писательница мне в целом нравится: я не так давно прочитала «Человека-комбини», оставшись довольна свежестью и необычностью повести. Правда, осталось ощущение, что мне не хватает знаний о культуре японцев, чтобы лучше понять то, что пыталась заложить писательница.
Эта работа очень похожа на «Человека-Комбини». Мы видим жизнь Нацуко: сначала как маленькой школьницы, а потом как женщины за тридцать. С детства она ощущала себя другой, не вписывающейся в социум. Друзей у неё особо не было, из понимающих её людей — только двоюродный брат Юу, с которым она видится раз в год, когда семейство собирается на Обон. Поверх её инаковости наложились психические травмы, связанные с абьюзом в семье и насилием со стороны учителя. И выросла Нацуко не такой как все. Ей кажется, что она с другой планеты, как и брат Юу — с Попихамбопии. А вокруг все — земляноиды. И живут они на Фабрике — по производству людей, и главное желание Фабрики — чтобы люди размножались.
В отличие от «Человека-комбини» здесь писательница подаёт свои идеи не через неспешное повествование, сутью своей показывающее аморфность героини. Здесь всё наоборот — она кричит с каждой страницы, гиперболизируя всё донельзя.
Саяка Мурата задаётся вопросом нормы — как она отличается для разных людей и есть ли возможность создать свою собственную норму и отстоять её. Все вокруг главной героини пытаются придерживаться нормальной жизни в каждом её проявлении. Чтобы «всё как у людей»: работа, дети, дом. И пытаются насаждать её и самой Нацуки, истерично и гиперболизированно реагируя на любое проявление ненормальности.
При этом разнится отношение главных героев к этой нормальности. Если Нацуко хочет стать таким же как все «земляноидом», но не прекращает чувствовать себя другой, то её муж — наоборот. Он пытается совершать такие поступки, которые выйдут за грани общепринятого, чтобы отдалиться от принятых в обществе норм поведения. То есть оба они понимают, что можно делать, а что нельзя, находятся в относительно здравом рассудке, но при этом пребывают за рамками общества.
Тема нормальности также перекликается с детским фильтром восприятия реальности. Когда перестаёт быть нормальным общаться с плюшевым ежом по имени Пьют и верить в Попихамбопию? Насколько ребёнок осознаёт реальность и то, что в ней делает? Может ли он нести ответственность за свои поступки?
Я говорю слово «норма» и не могу отделаться от ассоциаций с Владимиром Сорокиным. Но, скорее, на ум приходит не «Норма», а его «Пир», особенно рассказ «Настя». Он неплохо перекликается с темой «Земляноидов». По уровню аморальности и жестокости происходящее прекрасно. Подобные сцены написаны сочно, подробно, гиперболизированно. Хочется ещё и ещё чего-то столь неадекватного.
Отдельно хочется выразить благодарность переводчику — за многочисленные примечания, которые объясняют детали быта и культурные традиции японцев, для нас чуждые. Без них чтение было бы чуточку сложнее.
Мне кажется, «Земляноидов» можно читать по-разному. Рассмотреть историю главной героини с точки зрения сильных психических травм, которые нанесли непоправимый вред её психике. Задуматься о проблеме насилия над детьми. Или увидеть в этом протестную историю, где главные герои упорно борются за свои идеалы. Или верить писательнице на слово и ужасаться всему, что там происходит — а на последних страницах, поверьте мне, начался тот ещё массакр.
В этом книга оказалась невероятно для меня ценна: чем больше я пишу, тем сильнее мне хочется закопаться и разгадать замысел писательницы.
А помимо всего прочего книга безумно легко читается: было бы у меня больше времени, я бы прочитала её за один вечер. Страница шелестела за страницей, хотелось почитать ещё десять страничек, и тогда уж спать.