Давно у нас не было статей о мастерах советского фарфора. Думаю стоит вернуться к этой теме - ведь были такие глыбы, такие талантища! Сегодняшний рассказ будет о Владиславе Ивановиче Щербина
Владислав Щербина родился 27 октября 1926 г. в городе Вознесенск, Николаевская область Украинская ССР. Художественное образование получил в Одесском художественном училище, там увлёкся скульптурой малых форм и по окончании обучения в 1950 г. занялся фарфором
Вначале Щербина поступил на Городницкий фарфоровый завод, затем на Барановский. Переломным в судьбе художника стал 1954 год, он перешел работать на Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (КэКХЗ). Более 30 лет проработал Владислав Иванович на предприятии, 10 лет занимал должность главного художника завода, ставшего в то время лучшим на Украине
За эти года Владислав Щербина создал свыше 1000 оригинальных скульптур и композиций, проектов сервизов, ваз, сувенирной продукции в виде штофов и курительных трубок. Малая пластика Щербины долгое время служила эталоном стиля. Произведения по его моделям тиражировались другими фарфоровыми предприятиями Украины
Творчество Владислава Щербины очень многопланово, разнонаправленно. Предметы массового выпуска, такие например как "Одарка и Карась" (1956), "Майская ночь" (1957), "Тарас Бульба" были выполнены в классических традиция советской фарфоровой скульптуры
С 1970-х стиль Щербины меняется: фигурки создаются в новой стилистике, обобщённо, без лишней детализации. На заводе Щербина имел собственную мастерскую и возможность работы для души, создавая штучные работы
В жизни Щербина был большим оригиналом), как вспоминал сам скульптор, он любил одеваться ярко и вызывающе. В канареечных клетчатых брюках, при узорчатом галстуке он расхаживал по улицам Киева и слышал вслед возгласы мальчишек: "Стиляга, стиляга!"
Трудно пришлось Владиславу Ивановичу после ухода с завода в 1990-ых годах. Лишившись мастерской и оказавшись в тяжёлом материальном положении, бывший главный художник вынужден был зарабатывать торгуя керамическими оберегами собственного изготовления. Не имея возможности работать в фарфоре, скульптор обращался к терракоте и шамоту, дереву
К счастью, имя мастера было не забыто. Владиславу Ивановичу даже предлагали двухгодичный контракт на легендарной мануфактуре в Севре Франция, но из-за преклонного возраста он отказался. Последние годы жизни художник вновь смог работать в авторском фарфоре
Владислава Ивановича не стало в 2017 году, в возрасте 90 лет. Он работал практически до последних дней: "Каждый раз, когда прихожу в мастерскую, ощущаю себя как в раю", говорил художник незадолго до смерти… Произведения мастера хранятся в Национальных музеях Украины, собраниях России, Литвы, Венгрии, частных коллекциях
Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!