Наказание

583 прочитали
В одной из своих статей, я писала, что вытворяла дочка во время адаптации многие читатели советовали отлупить, раз ничего словами не понимает. Я возразила, что приемных детей бесполезно бить.

В одной из своих статей, я писала, что вытворяла дочка во время адаптации многие читатели советовали отлупить, раз ничего словами не понимает. Я возразила, что приемных детей бесполезно бить. К ним не подходят методы воспитания кровных детей. Дети разные и методы воздействия на них разные. Приходится искать решение методом проб и ошибок. Только так. По-другому не получится.
Давайте поговорим сейчас о наказании. Пока дети живут в кровных семьях, у них существует привязанность к своим непутёвым родителям, а также страх наказания. В детдоме к воспитателям привязанности нет и наказания не такие страшные. Когда ребёнок попадает в приёмную семью, привязанности тоже нет. А как быть с наказанием?

Пока привязанность к приёмным родителям не сформируется, ребёнка очень трудно контролировать. Приёмным родителям приходится через многое пройти, пока у приёмного ребёнка, особенно взятого в семью в школьном возрасте, появится образ нормального родителя и разовьётся совесть.

Многие приемные дети в прошлом пережили пренебрежение или насилие со стороны кровных родителей. Поэтому они несут с собой эмоциональный багаж нерешённых проблем. У них искаженный взгляд на мир и на то, как взрослые ведут себя по отношению к детям.

К ним часто применяли физическое наказание, поэтому они вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкли, воспринимают его как просто агрессию взрослых. Для них физическое наказание вообще теряет свою функцию прерывания нежелательного поведения. Да и как я могу наказать ребёнка, об которую тушили сигареты, физически ощутимо для нее?

Это слова одного приемного мальчика: "Меня отец за плохое поведение бил головой об стену. Вы думаете, сможете меня когда-нибудь ударить больнее?".

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, пережили в своей жизни столько насилия, что физические наказания только подкрепляют у них нежелательное поведение. Позиция жертвы для них привычна.

Нередко сами дети, не осознавая, что делают, провоцируют приемных родителей на наказание. Этим можно объяснить и многие случаи воровства, обмана, иногда даже вандализма по отношению к вещам в доме. Ещё я заметила. Одни приемные дети провоцируют наказания, чтобы доказать себе и другим, что новые родители "плохие". А другие, просто привыкли только так получать внимание к себе в кровной семье. За проявление внимания и любви (бьет - значит любит) они готовы заплатить собственной безопасностью (Что Алина и делала!).

Поэтому часто дети ведут себя агрессивно, они просто подражают своим родителям. У них нет ни жалости, ни совести. Их никто этому не учил. Дефицит материнского внимания, заброшенность и беспризорность детей являются причинами частичного или тотального НЕДОРАЗВИТИЯ различных психических сфер.

Такие дети чрезвычайно сложны в воспитании. Попытки заставить насильно подчиниться требованиям и вести себя в рамках дозволенного вызывают агрессию, жесткое неприятие. Физическое наказание оказывает на таких детей малый эффект или вообще не действует, т.к. боль от него нельзя сравнить по силе с той, которую они уже испытали.

А теперь представьте, вы нашли раненную собаку. Её реакция? Вы пытаетесь ей помочь, но она рычит и пытается укусить вас. И это будет, до тех пор, пока собака не почувствует тепло, покой, безопасность и не поймёт, что вы друг. До этого помощь невозможна.

Вот и ребёнок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который даст ему безопасность. Доверие к миру, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия, первоочередная задача.

Разберём ещё один пример, ребёнок не сделал домашнюю работу и говорит, что делать её не будет. Что вы будете делать?

Наказывать физически, не вариант, уже разобрали почему. Дальше?
Лишить компьютера, телевизора, и т. п? Будет лежать на диване или ходить из угла в угол, но уроки так и не сделает.

Лишить прогулки, похода в кино, в парк и т. п.? Останется дома и не будет переживать. Для детдомовских детей "овощной" образ жизни привычен, их наоборот очень тяжело куда-то вытащить.

Лишить обеда, лакомства и т. п. ? Ребёнок не будет особо страдать, в еде он не привередлив и привык голодать. Может спокойно не есть несколько дней.

Поставить в угол? Я пробовала три раза. Всегда была разная реакция. (!!!) Один раз демонстративно отказалась стоять в углу, села. Второй раз это стоило мне отодранных обоев в углу. Третий раз я обогатила свой словарный запас, Алина стояла в углу и громко материлась. Ни каких угрызений совести не испытала и никаких выводов не сделала. Стоять ей было не трудно. Дочка могла сидеть, стоять, лежать не подвижно довольно длительное время без всякого труда.

Перестать разговаривать? Но такие дети привыкли к пренебрежению. Для них это не новость. Я пробовала с Алиной. Для неё это было в радость. Уходила с утра гулять. В 10 вечера (не хотела в детдом, а после 10 полиция могла поместить в приёмник за бродяжничество!) возвращалась домой с неизменным: "разрешите мне войти!"

Наказание как метод воспитания, оказывается, не имеет никакого смысла, пока не сформирована привязанность. Ребёнок может, где-то подчиниться, а где-то принять демонстративную позу и отказаться выполнять поручение. Действия ребёнка логике не поддаются. Нельзя просчитать, что будет потом и как ребенок поведет себя дальше. Я думаю, и ребенок не может предугадать и просчитать свое поведение заранее. Алина после адаптации говорила: "я не знаю, зачем я это делала. Я не о чем не думала. Я не могла думать."