Найти в Дзене
ВОЕНВЕД

О нем ходили сказочные слухи про грузинскую мафию и золотые унитазы

Человек в центре этого фото напоминает собой итальянского мафиозо. В постперестроечные годы о нем ходили слухи, что он грузинский мафиозо, занимая высокий пост, в свободное время работал "решалой", покровительствовал грузинским ворам в законе в Москве, владел гигантским состоянием, нажитым на взятках.

Михаил Георгадзе долгие годы занимал пост Секретаря Президиума Верховного Совета СССР. Сделал головокружительную карьеру, от простого тракториста до одного из видных деятелей советской номенклатуры.

После войны прошел путь от обычного инженера до начальника управления Министерства сельского хозяйства СССР. Затем занимал должности Заместителя Министра сельского хозяйства и заготовок Грузинской ССР, Министра сельского хозяйства Грузинской ССР и Первого заместителя Председателя Совмина Груз.ССР, Второго секретаря ЦК республики, а затем и Секретаря Президиума ВС СССР.

Любил шумные компании и веселые застолья. Любил со вкусом одеваться, форсить, любил гостей.

-2

Фамилия Георгадзе долгие годы фигурировала в Указах Президиума Верховного Совета СССР о награждениях. Он подписывал эти Указы после Председателя. Он же приносил и красные бархатные коробочки с наградами на торжественные приемы, где Генеральный секретарь ЦК КПСС или Председатель ВС СССР награждал героев советского государства. Это как-то подметил Высоцкий в своем стихотворении:

"Как хорошо устроен белый свет,
меня вчера отметили в приказе:
освободили раньше на пять лет,
и подпись: „Ворошилов, Георгадзе"
-3

Казалось бы, вот тут-то и должна проявиться коррупционная составляющая. Предлагаешь кому-нибудь награду, "обстряпываешь" дело, а он тебе в ответ пухлый конверт с немалой денежкой..

В 1994 году вышла скандальная книга Игоря Бунича "Золото партии". В ней он так писал о Георгадзе:

"Он сидел в Кремле со времен товарища Сталина, и вождь ему даже
покровительствовал, ни разу не посадив.
Следователи вымели из сейфов и тайников дома Георгадзе 8 килограмм бриллиантов и алмазов, 100 золотых слитков (по 20 кг), 40 миллионов рублей, 2 миллиона долларов, груды перстней, серег, колец, кулонов, картины Леонардо да Винчи, Рубенса, Ван-Дейка, Айвазовского. Всего на 6 миллиардов рублей."
-4

Книга "зашла" у читателя на "ура". Правда, помнящие историю могли поправить автора, что ни в каком сталинском Кремле Георгадзе не сидел, так как был назначен на должность лишь в феврале 1957 года. Но кого это интересовало тогда.

Уже в наше время, на Рамблере, "Русская семерка" добавила фантазий к измышлениям Бунича:

"В своем доме Георгадзе хранил более 20 килограммов изделий из золота, драгоценности, золотые слитки, подлинные полотна известных мастеров живописи, в том числе и Леонардо да Винчи, а также огромные денежные средства: несколько десятков миллионов в рублях, долларах, фунтах и другой валюте.
Как писал известный публицист Игорь Бунич, больше всего сотрудников КГБ удивили унитазы, которые были сделаны из чистого золота."
-5

Вот только ни Бунич, ни "Русская семерка" не предоставили никаких документальных доказательств этому. Ни материалов уголовного дела, ни стенограмм совещаний Президиума ЦК, посвященного делу Георгадзе, ни протоколов осмотра со списком изъятого, ни спецсообщений КГБ-ЦК по этому поводу, ни актов передачи картин известных художников в картинные галереи страны...

-6

Бунич, кстати, в своей книге и не писал про золотые унитазы Георгадзе. Это кто-то из авторов "Русской семерки" уже домыслил, посмотрев фильм "Черный квадрат" 1992 года, где роль Георгадзе исполнил Армен Джигарханян.

"Русская семерка" также писала, что Георгадзе застрелился сразу после обыска 23 ноября 1982 года. На самом деле это не так. И обыска никто не смог подтвердить и не застрелился. Его нашли в кабинете, на своем рабочем месте.

-7

В своем дневнике Роза Михайловна Цвигун писала 26 ноября 1982 года:

"Сегодня похоронили М.П.Георгадзе. 23-го пришел на сессию и умер. Никто ничем не смог помочь. Похоронили его на Новодевичьем, в новой части за стеной."
-8

На самом деле Георгадзе никак не мог повлиять на процесс присвоения наград тому или иному лицу. Его секретарская задача заключалась в подписывании Указов о награждениях наравне с Председателями Президума Верховного Совета СССР, участии в этих награждениях, и не более.

Статистическая, но, несомненно, ответственная работа. Георгадзе еще возглавлял работу административной группы Верховного Совета СССР над брежневской Конституцией 1977 года.

-9

Пухлые конверты с деньгами по служебной составляющей передавать Михаилу Георгадзе было просто не за что. К государственным наградам военных и трудящихся представляли совершенно другие люди.

Как вспоминала знакомая семьи Манана Гилашвили:

"Георгадзе жили достаточно скромно. В квартире дома №18 на Спиридоновке и на даче никаких излишеств я не видела. Обычная казенная инвентарная мебель, из богатств — рог в серебряной оправе, кто-то из друзей подарил.
После ухода Георгадзе осталось в шкафу несколько великолепных костюмов. И всё. Оказалось, что у Михаила Порфирьевича даже накоплений на сберкнижке не было, всё спускал на приемы своих гостей..."
-10

Гулял на широкую ногу, а жил скромно. О личной скромности Георгадзе свидетельствует еще один факт. Во время выборов в ВС Грузинской ССР и ВС СССР от Зестафони и Гурджаани (Имеретия) он ни разу не упомянул о своем участии в Великой Отечественной войне.

9 мая 1942 года, сдерживая превосходящие силы противника, вместе с бойцами полка отбив несколько атак гитлеровцев, политрук 824 стрелкового полка 398 сд М.П. Георгадзе был тяжело ранен в руку осколком снаряда, но не оставил поле боя, так как командный состав полка к тому времени был выбит и продолжал руководить управлением боя.

До этого четыре раза вместе с разведчиками проникал во вражеский тыл, выполнял задания командования.

-11

За свой подвиг награжден орденом Красной Звезды. Остался навсегда инвалидом. Но упоминать эти факты в своей агитационной биографии для выборов он считал неэтичным, потому что это могло выделить его из числа других кандидатов.

Но слухи о роскоши Секретаря Президиума ВС СССР распускать в 90-е годы было выгодно, ажиотаж на эту тему приветствовался. Миф о богатстве Михаила Георгадзе кочует до сих пор, поражая обывателей золотыми унитазами.