Доброго времени суток! Наше образование, грамотность влияет на то, кем мы будем в будущем. Эти понятия предопределяют наш дальнейший путь и нашу дальнейшую работу. С грамотным человеком очень приятно общаться. На образованных людях держится и опирается государство.
Эпоха Просвещения — так называется важнейших период в истории Европы, когда на смену религиозному миропониманию пришла культура, философия и наука. Этот период оказал огромное влияние на будущее Европейский держав. В хорошую сторону, разумеется. В России самым просвещённым монархом была София Августа Фредерика, Екатерина II. Конечно, в Европе имели ввиду почитать и изучать свою культуру, но в России всё случалось в точности, да наоборот.
Важнейшим двигателем развития страны является наука. Наука применяется везде: в промышленности, в медицине, в военном деле... Светлые умы, учёные изобретали станки, технику, виды вооружений. Но, чтобы эти светлые умы появлялись, нужно обучать. Здесь уже встаёт вопрос образования.
В Российской империи, да и в Советской России вопрос образования стоял острый. Давайте поговорим сегодня об образовании в двух периодах Российской истории: дореволюционный период (XIX-начало XX вв.) и послереволюционный (1917-1940 гг.).
Желаю Вам приятного прочтения! Начинаем.
Дореволюционный период: учить или не учить?
!!! Рассматриваем территории Центральной и Западной России. А также Княжества Польское и Финляндское, Эстляндию, Лифляндию и Курляндию. Остальные территории не учитывались даже статистикой. !!!
О том, что Российская империя была очень грамотным государством, конечно, миф. РИ занимала печальную позицию в Европе (равняемся же на неё) по уровню образованных людей.
Первым монархом, который только задумался об обучении российского народа, был Александр I. Но вопрос, нужно ли обучать людей, оставался всё равно открытым и спорным.
В городах и сёлах в церковный приход обязательно должен был иметь одно приходское училище. Обучали чтению, письму, 4 действиям арифметики, Божьему Закону, как же без него, нравоучение и объяснительное чтение книги «Краткое наставление о сельском домоводстве». В основном организовывали это духовенство.
Всё прекрасно, есть училища, но вот только содержаться эти училища должны были полностью за счёт местного населения: в городах — за счёт городских обществ, в казённых селениях — за счёт крестьян. Лишь только в частных содержались за счёт помещиков. Мы рассматриваем период с 1801 по 1825 год. Крепостное право, а с ним и оброк, отменят лишь в 1865 году. Основная часть людей (крестьян) живёт в сёлах и деревнях.
Однако, даже здесь не всё гладко, так как «по отношению к приходским училищам правила 1803 г. должны были оставаться мёртвой буквой; училища эти вовсе не открывались».
Дела шли лучше лишь в западных и юго-западных губерниях. Духовенство обязалось открывать такие училища. Причём дети крестьян в таких заведениях изучали только предметы, «относящимся к хозяйственным надобностям». В 1816 году в Сибири построили 18 училищ. Хотя дела с образованием шли там плохо.
К 1825 году в России было ничтожное кол-во таких училищ. В 686 поселениях с населением выше 3,5 млн. человек работало 1095 училищ всех(!) видов. После воцарения Николая I Шишков принялся за работу по пересчёту училищ. Главное внимание должно было уделяться такому предмету как Закон Божий, а также обучению русскому языку «иноверцев», т.е. всех, кто не христианин.
Однако, для открытия частных училищ требовалось особое разрешение от губернского директора. Их содержатели были лишены права непосредственно приглашать учителей. В приходских одноклассных училищах преподавались Закон Божий, чтение гражданской и церковной печати, письмо и первые 4 правила арифметики. Двуклассные приходские училища разрешалось открывать в посадах и селениях с промысловым населением. Устройство и содержание сельских училищ было отнесено уставом 1828 г. полностью на средства крестьян и помещиков, а городских — на счёт городов. После этого указа многие помещики, которые имели школы, закрыли их не желая подвергаться административным стеснениям.
В деревнях приходские школы вовсе не открывались, а городские думы не желали давать денег на их открытия. В 1831 г. в столицах было запрещено вновь открывать частные школы, а в других местах для их открытия требовалось разрешение министра.
С Польшей, Финляндией, Курляндией, Лифляндией и Эстляндией таких проблем не было.
По состоянию на 1856 г., во всей Российской империи (без Царства Польского), при населении 63,8 млн чел., было всего 8227 начальных училищ с 450 тыс. учащихся, в том числе 6088 школ в Европейской России без 3 прибалтийских губерний, 1753 школы в прибалтийских губерниях, 312 школ в Сибири (из них в одной Тобольской губернии — 164).
Церковных школ числилось в 1860 г. 7907, в 1861 г. — 18587, в 1865 г. — 21420. Печать и само министерство народного просвещения говорили о завышенности этих данных, о том, что эти школы числятся лишь на бумаге. Только с 1865 г. число церковных школ начинает уменьшаться, и в 1881 г. их показывалось лишь 4440.
«...училищ было мало, стояли пусты, многие числились лишь на бумаге; обучение в школах шло так, что народ не видел от него никакой пользы. Частные случаи благоустройства училищ оставались исключениями». - Миропольский.
Развитие образования началось после отмены Крепостного права. Однако, все учебники подвергались жёсткой цензуре. Число таких книг было крайне ограничено. Но и развитием это назвать довольно сложно.
Статистика
По Рихтеру: На 1897 год по уровню образованности населения можно выделить:
- Финляндия. Свыше 75% грамотных.
- Лифляндия и Эстляндия. Свыше 75% грамотных.
- Курляндия. 60-75% грамотных.
- Санкт-Петербуржская губерния. 50-60 % грамотных.
- Ковенская губерния. 40-50 % грамотных.
- Московская губерния. 40-50% грамотных.
- Царство Польское. 20-40% грамотных.
- Черноморская губерния. 30-40% грамотных.
- Ярославская губерния. 30-40 % грамотных.
- Владимирская, Костромская, Новгородская, Тверская, Петрозаводская, Архангельская, Тульская, Витебская, Виленская, Екатеринославская, Херсонская, Новочеркасская, Саратовская, Самарская, губернии. 20-30% грамотных.
- Вологодская, Пермская, Вятская, Казанская, Симбирская, Уфимская, Оренбургская, Пензенская, Тамбовская, Рязанская, Калужская, Смоленская, Могилёвская, Минская, Черниговская, Житомирская, Орловская, Полтавская, Воронежская, Харьковская, Киевская, Астраханская, Тверская, Тифлисская, Келецкая, Варшавская, Радомская, Бессарабская, Енисейская, Волынская, Тобольская, Томская, Сувалкская, Седлецкая, Таврическая, Радомская губернии, Карская, Батумская, Дагестанская, Кубанская области, Область войска Донского. 10-20% грамотных.
- Остальные. До 10% грамотных.
Наилучшие показатели образования:
- Эстляндская губерния — 4, 85% неграмотных.
- Лифляндская — 5, 25% неграмотных.
Худшие показатели образования:
- Радомская губерния — 92,96% неграмотных.
- Уфимская губерния — 93, 59% неграмотных.
С 1830-1885 гг.:
» наибольший процент грамотных рекрутов дали губернии прибалтийские, столичные, промышленные великорусские; наименьший — губернии привислянские и сибирские, а также большей частью губернии южные с малороссийским населением.
» менее успешно, оставаясь всё время почти в одинаковом положении, развивалась грамотность в губерниях: Вологодской, Костромской, Уфимской, Курляндской, Виленской, Витебской, Гродненской, Могилёвской, Смоленской, Подольской, Харьковской, Херсонской, Черниговской, Бессарабской, Тобольской, Иркутской, Енисейской.
»наименее благоприятно положение дела во всех губерниях привислянских (кроме Седлецкой), Киевской, Минской в почти во всех областях азиатской России и Кавказа. Все эти области и губернии по отношению управления стоят, как известно, на особом положении сравнительно с губерниями земскими.
По сведениям Бычкова: в 110 уездах Европейской части России:
- Грамотных: 9,4%
- Неграмотных: 90,6%
По данным Рубакина о состоянии образования в Финляндии получаем:
...грамотность в Финляндии распространена почти в 50 раз более, чем в России; кроме того, распределение её между мужским и женским населением, с одной стороны, и между городским и сельским, с другой, гораздо равномернее.
Россия на фоне других держав:
В военный годы (1914-1917) уровень грамотности упал.
На всё ушло чуть более 100 лет.
Послереволюционные годы
«Учиться, учиться, и ещё раз учиться!» - так говорил В. Ленин.
Большевики поставили задачу: побороть в стране безграмотность. Первые школы открылись уже в 1918 году. 26 декабря 1919 года был опубликован декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Это период Ликбеза. Согласно декрету, население от 8 до 50 лет, которое было безграмотно, обязано было учиться грамоте. Народный комиссариат просвещения привлекал грамотных на обучение неграмотных. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.
Новая учебная программа требовала высокой подготовки учителей, и так в 1920 году только органами ВЧКл/б в двадцати шести губерниях были созданы курсы учителей.
В 1923 году был опубликован новый декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности». Он установил 1072 инструктивные школы (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). В 1923 году было создано общество «Долой неграмотность», которое выпускало литературу, буквари, журналы. Это общество особо уделило внимание деревням.
27 января 1921 года постановлением Президиума ВЦИК была учреждена Комиссия по улучшению жизни детей. Детям беспризорникам дали жильё и начали обучать грамоте. В 1922 году беспризорных насчитывалось 7 млн., в 1928 году по всему СССР уже 300 тыс.
Каждое селение с численностью неграмотных выше 15 человек должно было иметь школу. В таких школах (в 1920 г.) обучали письму, чтению, счёту, читать ясный печатный и письменный шрифты, читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.
В 1920-24 гг. вышли буквари для взрослых. «Мы — не рабы, рабы — немы». Были также массово напечатаны буквари на украинском, белорусском, киргизском, чувашском и других 40 языках.
Статистика
К 1926 году грамотных было:
- В городе — 88,6% мужчин, 74% женщин.
- В селе — 67% мужчин, 35,4% женщин.
Численность обучающихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн человек.
К 1933-37 г.г. было обучено:
- 40 млн. неграмотных.
- В школах оставалось: 20 млн. безграмотных и 20 млн. малограмотных.
К 1939 году грамотных людей от 16 до 50 лет было 90%. К 40-м годам неграмотность перестала быть катастрофической.
На всё ушло 20 лет.
Юрий Гагарин, Владимир Джанибеков и Алексей Леонов были из обычных семей, но открыли миру путь в космос. Юрий Никулин подарил нам незабываемые киноленты, а тоже был из обычной семьи. Михаил Шолохов, известный советский писатель. Список можно перечислять долго.
На этом всё. Спасибо за прочтение!