В районах Польши, входивших в состав Третьего рейха, немцы были особенно свирепы. Они считали, что польские дети «избаловали» немецких детей, поэтому их отправляли в специальные концлагеря. Сейчас в Лодзи создается Музей польских детей-жертв тоталитаризма. Поляки верны себе и причислили к жертвам фашизма детей борцов с коммунизмом.
Ирина Завиша
Интервью с Иренеушем Майей, директором Музея польских детей-жертв тоталитаризма.
Комиссар Польши по правам ребенка Миколай Павляк выступил с инициативой увековечить память польских детей - узников немецкого концлагеря для детей в районе Лодзи во время Второй мировой войны. С этой целью в Лодзи создается Музей польских детей-жертв тоталитаризма. Исполняющим обязанности директора этого музейного учреждения в организации назначен историк, кандидат наук Иренеуш Май, директор отдела образования и обучения Управления уполномоченного по правам ребенка. Я пригласил Иренеуш Мэй на интервью.
- Господин директор, какова история детского концлагеря в Лодзи? «Маленький Освенцим» — такое определение этого жуткого места можно встретить в публикациях. Почему немецкие оккупанты бросали беспомощных несовершеннолетних за колючую проволоку?
Иренеуш Май: Концентрационный лагерь был основан 1 декабря 1942 года и просуществовал 25 месяцев, до 18 января 1945 года. Так как Красная Армия наступала, она вошла в Лодзь 19 января, и командование лагеря приняло решение ликвидировать его днем раньше. Дети могли разделить судьбу детей из Радогошче (там был временный концлагерь, узников которого отправляли умирать в Майданек — ред.), но 18 января командир и охрана сбежали. Сами дети остались там, и начался второй этап их жизни – скитания, поиски родных. Часто это длилось несколько недель и месяцев... Однако, возвращаясь к истории создания концлагеря, должен сказать, что особенно свирепо немцы вели себя против поляков на польских территориях, входивших в состав Третьего рейха, т.е. Великой Польши, Померании, Силезии, которые должны были быть полностью германизированы. Поэтому любой другой национальный фактор категорически не имел права на существование. И это сказалось на польском населении, особенно на детях. Немцы утверждали, что польские дети представляют опасность для немецких детей. Немецкая документация подчеркивает, что польские дети «портят» немецких детей, причиняя им вред. Конечно, это была ложь, и на самом деле в силу различных обстоятельств дети оказались в концентрационном лагере на улице Пшемысловой в Литцманштадте — так назывался Лодзь во время немецкой оккупации, — хотя, конечно, никаких формальные юридические основания для этого. Единственным недостатком этих детей было то, что они были поляками.
— То есть это был концлагерь исключительно для польских детей?
Других национальностей там не было. А дети туда попали, например, потому, что их поймали во время рейда, откуда без расследования привезли в Лодзь. Случалось и так, что польские дети во время игры не ладили с немецкими детьми, так что это тоже было причиной их отправки в концлагерь. Причин было много, даже самый незначительный проступок, вроде проезда в трамвае без билета или подбора яблока, упавшего с дерева, которое росло рядом с домом, т.н. Фольксваген. Детей забирали у родителей, часто без предупреждения, иногда родители долго не знали, что их ребенок находится в «изоляторе» в Литцманштадте, как официально называлось это место. На надписи не было названия «концлагерь», немцы замаскировали его под «исправительную колонию», чтобы фальсифицировать настоящее обозначение и, возможно, в будущем не отвечать за совершенные там преступления. Судьба детей была страшной, жестокой. Я использую ментальную аббревиатуру «ад». Это был настоящий ад на земле, который немцы уготовили польским детям во время войны. И это место было особенно страшным, хотя газовых камер и кремационных печей не было, а методом умерщвления было систематическое издевательство, моральное и физическое унижение, изнурительный труд. Дети просто умирали в таких ужасных условиях. Каждый раз, когда я изучаю архивные источники, связанные с этим концлагерем, читаю свидетельства, как историк стараюсь сдерживать свои эмоции, хотя мне это очень трудно. Но эта тема еще не раскрыта до конца, не исследована глубоко. Так что, в моем случае, она должна посвятить всю свою жизнь тому, чтобы раскрыть и рассказать правду об этом месте, почтить память детей.
— Именно эту задачу должен выполнять новый музей. Каково его содержание и визуальная концепция?
- В самом названии упоминаются польские дети, ставшие жертвами тоталитаризма. Но слово "тоталитаризм" относится к тоталитарным системам, с которыми нам пришлось столкнуться - нацизму и коммунизму. Потому что содержание музея охватывает не только судьбу детей из концлагеря Перемышлев, не только нацистскую оккупацию, но и положение польских детей из таких мест, как Замойщина, судьбы детей из семей, депортированных вглубь Советского Союза. , а также детей, выросших в семьях антикоммунистов-подпольщиков, так называемых несломленных солдат. История этих детей очень непростая, их родители были либо арестованы, либо убиты органами безопасности, а сами дети часто становились узниками коммунистической тоталитарной системы. Мы хотим увековечить память и об этих детях, а не только о детском концентрационном лагере в Лодзи. Хотя этот лагерь на улице Пшемыслова имеет символическое значение, потому что в течение 25 месяцев там находилось более 1000 детей. А когда в январе 1945 года немцы ушли из лагеря, в лагере оставалось еще 800 детей. Мы до сих пор не знаем точного числа жертв. Цифры приводятся разные, но они крайне разные - от 200 до 1200. И в этом же заключается и роль сотрудников музея - находить и открывать новые источники, чтобы определять более точные данные, чтобы научные исследования, которые мы будем проводить в музей позволит нам узнать правду. Еще одно направление нашей деятельности – похороны. Также мы до сих пор не знаем, где захоронены останки расстрелянных и умерших детей из концлагеря. В таких местах, как Освенцим, были крематории, целая фабрика смерти, а в случае концлагеря Перемышль детей нужно было где-то хоронить. Поиск захоронений – одна из наших ключевых задач.
Честно говоря, я впечатлен вашей храбростью как историка. Конечно, само явление "концлагерей", если речь идет о взрослых, ужасно, но "концлагеря для детей" просто стынет кровь в жилах...
- Некоторые свидетели, сравнивая те лагеря, как я понял, ссылались на слова капитана Витольда Пилецкого, что по сравнению с лагерем на Пшемысловой эти концлагеря "были игрушкой". Концлагерь на Пшемысловой был страшен, он калечил и уничтожал детей, лишал их всякой надежды. Повторяю, что это место, которое можно назвать «адом на земле». Я пытаюсь дозировать информацию, которую доношу до вас и слушателей, о том, как убивали детей в концлагерях. Это невероятно сложная тема. Добавлю лишь, что музей работает в организации с 1 июня, но мы планируем разместить его на территории бывшего концлагеря в Лодзи. Как известно, в Лодзи тоже было еврейское гетто, и судьбы некоторых детей переплелись. И это стоит подчеркнуть.
Polskie Radio: концлагерь для польских детей в Лодзи был «адом на земле»
20 января 202320 янв 2023
3005
5 мин
3