Найти в Дзене
ManGO! Games

Что такое личностные компетенции и как развивать личностные компетенции лидера

Оглавление
Что такое личностные компетенции
Что такое личностные компетенции

Результаты работы компании – это результаты работы ее сотрудников. Одну и ту же работу разные люди делают по-разному, к одной и той еже цели движутся по-разному. В чем отличия между сотрудниками – те самые важные отличия, от которых зависит успех компании? Наверное, ответ на такой вопрос будет связан с личностными компетенциями сотрудников.

Давайте разберемся, какие личностные компетенции нужно развивать, и как создать для этого благодатную среду.

Что такое личностные компетенции

Личностные компетенции – это способность проявить высокий уровень эффективности, саморегулирования и самооценки при выполнении определенных задач. Это умение сотрудника приспособиться к условиям, ситуациям и различным факторам, выполняя свои профессиональные обязанности или достигая поставленной цели. Это то, как мы делаем свою работу в реальной жизни.

Понятие личностных компетенций используется в рамках компетентностного подхода, под которым понимают фокус на поставленную цель или направление. Личностная компетенция предполагает наличие таких компонентов:

  • Высокий уровень обучаемости.
  • Самоопределение.
  • Самоактуализация.
  • Социализация.
  • Развитие индивидуальности.

Если ориентироваться на такой подход, хорошим результатом обучения будет считаться наличие и достаточный уровень компетентности или наличие необходимых компетенций необходимого уровня.

Компетентность и компетенция при таком подходе выступают единицей оценки качества результатов обучения. Эти понятия осознаются непросто, поскольку и в психологической литературе они представлены неоднозначно, и в разных областях деятельности подходы к исследованиям компетентности разные.

В литературе встречаются разные подходы к оценке личностных компетенций, в контексте которых компетенции рассматривают как:

  • Степень формирования общественно-практического опыта.
  • Адекватность при реализации должностных обязанностей.
  • Уровень обучаемости.
  • Формы активности.

Для разных профессий значимые компетенции будут разными.

К примеру, руководителю нужны управленческие компетенции, такие как:

  • Умение мотивировать.
  • Понимание бизнеса.
  • Системное мышление и другие.

Помимо необходимых навыков для выполнения той или иной работы, важны еще личностные факторы – психологические, внутренние и потенциальные.

Компетентность и компетенция

Сама по себе компетентность – это обобщение эмпирических (из реального опыта) и теоретических знаний, проявляемых в виде принципов, понятий и смыслообразующих положений.

Компетенция – это обобщенные способы совершаемых действий, позволяющие продуктивно выполнять свои профессиональные обязанности.

Есть еще понятие мета-компетенции. Это компетенции, не связанные с конкретной ролью или должностью. Они находятся над каким-то конкретным фокусом или направлением, охватывая сразу несколько сфер и применяясь на стыке нескольких областей.

Помимо профессиональных, существуют базовые компетенции – те, которыми обладают люди вне зависимости от профессиональной принадлежности.

Различают также академические компетенции. Это владение методологией и терминологией определенных областей.

Есть также универсальные компетенции, полезные в любой профессиональной сфере.

Универсальные компетенции

Среди универсальных компетенций:

  • Развитие других сотрудников.
  • Гибкость.
  • Инициативность.
  • Лидерство.
  • Работа в команде и сотрудничество.
  • Воздействие и влияние.
  • Ориентация на клиента.
  • Поиск информации.
  • Концептуальное мышление.
  • Уверенность в себе и другие.

Лидерские компетенции

Есть ряд компетенций, которых ожидают от лидеров. Личностные компетенции лидера помогают справляться с обязанностями руководителя, а не только быть высококлассным специалистом в своей специализации. К таким компетенциям относятся:

  • Способность к объективной самооценке.
  • Способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям.
  • Умение быстро решать методологические и технологические проблемы и другие.

В каждый конкретный исторический период степень востребованности определенных качеств и навыков руководителя разная. К примеру, среди высоковостребованных для лидера сейчас такие навыки как диджитал-коммуникация, самоменеджмент, опыт в смежных профессиях, среди менее востребованных – навыки убеждения, развития личного бренда, обработки больших объемов информации. Высоковостребованными качествами лидера являются сегодня эмоциональная устойчивость, адаптивность, креативность, критическое мышление, ориентация на взаимодействие и эмоциональный интеллект, а менее востребованы – отсутствие страха провала, активность, дисциплинированность, инициативность и гибкость мышления.

Очевидно, что руководитель должен уметь общаться, давать поручения, доходчиво объяснять, логично высказывать личное мнение. Он должен быть целеустремленным, способным ставить стратегические цели и проводить последовательную работу по достижению оптимального результата. Такие компетенции оцениваются прежде всего и легко проявляются в работе или в ходе бизнес-симуляции. Однако есть неявные компетенции, которыми обязательно должен обладать лидер. Многие из них развиваются очень трудно.

К примеру, трудно вырабатывается такая компетенция как «готовность взять на себя ответственность за всю команду». Еще труднее выработать компетенцию «готовность взять на себя ответственность за всю команду в случае провала». Чтобы развить эти компетенции, понадобится стимулирование другими факторами – внешней оценкой, деньгами, признанием. Если руководитель способен проявлять ответственность за личный результат, а определить это может ассессор в ходе бизнес-игры, развить нужные компетенции можно путем изменения его фундаментальных установок.

Заказать проведение деловой игры с ассессментом можно в ManGO! Games. Вы можете рассчитывать на высокий результат: ManGO! Games уже более 10 лет помогает развивать сотрудников, выступая провайдером деловых игр, бизнес-тренингов и фасилитаций для лидеров и сотрудников.