Результаты работы компании – это результаты работы ее сотрудников. Одну и ту же работу разные люди делают по-разному, к одной и той еже цели движутся по-разному. В чем отличия между сотрудниками – те самые важные отличия, от которых зависит успех компании? Наверное, ответ на такой вопрос будет связан с личностными компетенциями сотрудников.
Давайте разберемся, какие личностные компетенции нужно развивать, и как создать для этого благодатную среду.
Что такое личностные компетенции
Личностные компетенции – это способность проявить высокий уровень эффективности, саморегулирования и самооценки при выполнении определенных задач. Это умение сотрудника приспособиться к условиям, ситуациям и различным факторам, выполняя свои профессиональные обязанности или достигая поставленной цели. Это то, как мы делаем свою работу в реальной жизни.
Понятие личностных компетенций используется в рамках компетентностного подхода, под которым понимают фокус на поставленную цель или направление. Личностная компетенция предполагает наличие таких компонентов:
- Высокий уровень обучаемости.
- Самоопределение.
- Самоактуализация.
- Социализация.
- Развитие индивидуальности.
Если ориентироваться на такой подход, хорошим результатом обучения будет считаться наличие и достаточный уровень компетентности или наличие необходимых компетенций необходимого уровня.
Компетентность и компетенция при таком подходе выступают единицей оценки качества результатов обучения. Эти понятия осознаются непросто, поскольку и в психологической литературе они представлены неоднозначно, и в разных областях деятельности подходы к исследованиям компетентности разные.
В литературе встречаются разные подходы к оценке личностных компетенций, в контексте которых компетенции рассматривают как:
- Степень формирования общественно-практического опыта.
- Адекватность при реализации должностных обязанностей.
- Уровень обучаемости.
- Формы активности.
Для разных профессий значимые компетенции будут разными.
К примеру, руководителю нужны управленческие компетенции, такие как:
- Умение мотивировать.
- Понимание бизнеса.
- Системное мышление и другие.
Помимо необходимых навыков для выполнения той или иной работы, важны еще личностные факторы – психологические, внутренние и потенциальные.
Компетентность и компетенция
Сама по себе компетентность – это обобщение эмпирических (из реального опыта) и теоретических знаний, проявляемых в виде принципов, понятий и смыслообразующих положений.
Компетенция – это обобщенные способы совершаемых действий, позволяющие продуктивно выполнять свои профессиональные обязанности.
Есть еще понятие мета-компетенции. Это компетенции, не связанные с конкретной ролью или должностью. Они находятся над каким-то конкретным фокусом или направлением, охватывая сразу несколько сфер и применяясь на стыке нескольких областей.
Помимо профессиональных, существуют базовые компетенции – те, которыми обладают люди вне зависимости от профессиональной принадлежности.
Различают также академические компетенции. Это владение методологией и терминологией определенных областей.
Есть также универсальные компетенции, полезные в любой профессиональной сфере.
Универсальные компетенции
Среди универсальных компетенций:
- Развитие других сотрудников.
- Гибкость.
- Инициативность.
- Лидерство.
- Работа в команде и сотрудничество.
- Воздействие и влияние.
- Ориентация на клиента.
- Поиск информации.
- Концептуальное мышление.
- Уверенность в себе и другие.
Лидерские компетенции
Есть ряд компетенций, которых ожидают от лидеров. Личностные компетенции лидера помогают справляться с обязанностями руководителя, а не только быть высококлассным специалистом в своей специализации. К таким компетенциям относятся:
- Способность к объективной самооценке.
- Способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям.
- Умение быстро решать методологические и технологические проблемы и другие.
В каждый конкретный исторический период степень востребованности определенных качеств и навыков руководителя разная. К примеру, среди высоковостребованных для лидера сейчас такие навыки как диджитал-коммуникация, самоменеджмент, опыт в смежных профессиях, среди менее востребованных – навыки убеждения, развития личного бренда, обработки больших объемов информации. Высоковостребованными качествами лидера являются сегодня эмоциональная устойчивость, адаптивность, креативность, критическое мышление, ориентация на взаимодействие и эмоциональный интеллект, а менее востребованы – отсутствие страха провала, активность, дисциплинированность, инициативность и гибкость мышления.
Очевидно, что руководитель должен уметь общаться, давать поручения, доходчиво объяснять, логично высказывать личное мнение. Он должен быть целеустремленным, способным ставить стратегические цели и проводить последовательную работу по достижению оптимального результата. Такие компетенции оцениваются прежде всего и легко проявляются в работе или в ходе бизнес-симуляции. Однако есть неявные компетенции, которыми обязательно должен обладать лидер. Многие из них развиваются очень трудно.
К примеру, трудно вырабатывается такая компетенция как «готовность взять на себя ответственность за всю команду». Еще труднее выработать компетенцию «готовность взять на себя ответственность за всю команду в случае провала». Чтобы развить эти компетенции, понадобится стимулирование другими факторами – внешней оценкой, деньгами, признанием. Если руководитель способен проявлять ответственность за личный результат, а определить это может ассессор в ходе бизнес-игры, развить нужные компетенции можно путем изменения его фундаментальных установок.
Заказать проведение деловой игры с ассессментом можно в ManGO! Games. Вы можете рассчитывать на высокий результат: ManGO! Games уже более 10 лет помогает развивать сотрудников, выступая провайдером деловых игр, бизнес-тренингов и фасилитаций для лидеров и сотрудников.