Использование служебного положения является квалифицирующим признаком целого ряда преступлений и его наличие существенно отягчает уголовную ответственность за содеянное.
Есть ли на самом деле этот признак? Такой вопрос решается по каждому уголовному делу индивидуально, и как показывает практика, довольно часто не в пользу обвиняемого.
Дело в том, что раскрыть преступление, совершенное с использованием служебного положения, на порядок повышает результативность работы правоохранительного органа. Отчет с цифрами о завершении расследования преступления, совершенного с использованием служебного положения указывает на то, что сотрудники именно этого следственного органа в истекшем отчетном периоде успешно боролись с должностными преступлениями.
«Палочная» система отчетности существует во всех сферах деятельности уже на протяжении многих лет и уйти от неё невозможно. Если взять за пример систему правоохранительных органов, то эта «палочная» система сказывается на судьбе лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Ради отчетности обычный воришка в «умелых» руках следователя и его руководства становится должностным лицом, который не просто тайно похитил чужое имущество, а похитил это имущество с использованием своего служебного положения.
В результате такой «успешной» работы в отчетах рисуют цифры о противодействии коррупции и о выявлении должностных преступлений, которые с благодарностью в виде премий и званий ожидает вышестоящее руководство. Судьба обычного гражданина, хоть он оступился и нарушил закон впервые, на отчетные показатели не влияет.
Есть ли на самом деле квалифицирующий признак «С использованием своего служебного положения»? На этот вопрос отвечу на примере конкретного уголовного дела, в котором сейчас участвую в качестве защитника обвиняемого.
Обстоятельства дела просты: Работник одного из структурных подразделений Общества с ограниченной ответственностью, которое на территории Удмуртии занимается куплей-продажей сжиженного газа, обвиняется в хищении путём растраты бензина. Этот бензин предназначался для заправки автомобилей, перевозивших сжиженный газ в цистернах.
Водители газовозов вместо бензина в качестве топлива для своих автомашин использовали перевозимый газ из цистерны. В результате этого выделяемый на заправку автомобилей бензин экономился и продавался.
Моему подзащитному по этому делу предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.160 УК РФ - растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, с использованием своего служебного положения.
Начнем с того, что Общество с ограниченной ответственностью - коммерческая организация, созданная исключительно с целью осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли.
Понятие служебного положения подробно описано в п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате". В нем указано следующее:
Под лицами, использующими свое служебное положение следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными п.1 примечаний к ст.285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным п.1 примечаний к ст.201 УК РФ (например, лицо, которое использует свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации).
Должностным лицом мой подзащитный однозначно не является. Разберем что относится к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным обязанностям в коммерческой организации.
Этим понятиям даны разъяснения в пунктах 4 и 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий". В них указано следующее:
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия, которые связаны с руководством трудовым коллективом или находящимися в служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
По смыслу уголовного закона служебное положение в первую очередь предполагает службу и её использование при совершении преступления. Никакую службу мой обвиняемый в коммерческой организации не проходил. Организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями и обязанности в коммерческой организации он не обладал.
Поэтому не понимаю, чем руководствовался следователь, который счёл службой работу гражданина в коммерческой организации, единственная цель создания которой это извлечение прибыли. Лишь полагаю, что руководствовался он тем, чтобы в отчетах о результатах работы за 2022 год указать «палки» по противодействию коррупции и должностным преступлениям.