Год назад я написала картину XY. Главной идеей, которую я закладывала в работу, было - равенство. Речь шла даже не столько об идее женской эмансипации, а скорее о всеобщем равенстве в масштабах мира. Что все мы люди, все проходим цикл от зародыша до смерти и все являемся частью природы. За время создания, эти два облика настолько слились воедино, что я начала видеть в них силу любви мужчины и женщины, которая делает нас похожими.
Однако, я умышленно не стала торопиться с описанием и дала волю критике и фантазии моего зрителя. Активное сотрудничество с европейскими галереями, в начале прошлого года, внесло свои безусловные корректировки в мой замысел, и буквально через сутки после загрузки картины, со мной связался галерист с просьбой создать серию таких работ. Но, в силу всем известных обстоятельств конца февраля, картина не успела доехать даже до аэропорта.
Первая реакция расстройства и тщеславия довольно быстро сменилась радостью. Ведь смена пола - вовсе не то, о чем я хотела сказать. Ну или, как минимум, не только об этом. Впрочем, меньше, чем через месяц картину забрали в России, разумеется, в клинику пластической хирургии...
Я задумалась над вопросом - почему эта тема так тревожит даже тех, кто совсем далек от нее, кто прекрасно ощущает себя в своем теле и не сильно обеспокоен тем, что происходит даже у него за дверью. Вы скажете - мода, пропаганда, актуальность, навязанная западом.. И я с вами соглашусь!
Но все же... а с чего все началось?
В поисках ответа я наткнулась на весьма неординарную историю. Первым человеком, на ком провели операцию по смене пола был (конечно) художник..)
Эйнар Вегенер - талантливый и успешный датский художник встретил любовь своей жизни Герду в совсем юном возрасте.
Герда Вегенер - смелая, сильная, справедливая и очень любящая женщина, попала в волну активной борьбы за права женщин в начале XX века.
Женщина должна раскрыть свои женские инстинкты и качества, играть на своём женском обаянии и выигрывать конкуренцию с мужчиной в силу своей женственности — и никогда не пытаться подражать ему
Супруги активно поддерживали друг друга в работе, Эйнер довольно быстро завоевал репутацию своими пейзажами, а вот к Герде успех пришел не сразу.
В поиске своего стиля, Герда предложила супругу облачиться в женские наряды и попозировать для серии работ.
Портреты супруга в женском обличии неизвестной модели вызвали настоящий фурор у критиков и пара довольно быстро переехала в Париж.
Триумф Герды все сильнее отражался не только на творчестве самого Эйнара, но и на его личности. Случайно родившееся имя Лили настолько прочно стало его альтерэго, что на большинстве приемов Эйнар все чаще появлялся в облике "своей кузины". Высокая, стройная, застенчивая красотка Лили начала пользоваться успехом у мужчин, что еще сильнее разрушало мужское начало и подталкивало Эйнара к крайним мерам.
Поскольку речь идет о начале 30х годов, подобное решение еще не подвергалось серьезной общественной критике, так как было абсолютно новым явлением. Более того, даже преследования на почве однополых отношений в большинстве стран Европы начались только с 1932 года, вместе с немецкой оккупацией. Буквально через пару десятилетий европейский мир столкнется с принудительной гормональной терапией, но в 1930м году именно немецкий врач из Дрездена взялся за первую экспериментальную операцию по смене пола.
Я определенно не хочу глубоко погружать вас во все нюансы этого сложного процесса, да и в целом эмоционально окрашивать и без того непростую тему.
Но я точно порекомендовала бы к просмотру фильм "Девушка из Дании" даже самым чувствительным и скептически настроенным!
Во-первых за изумительный оскароносный актерский состав, во-вторых за очень деликатную трактовку (в сравнении с той же "Горбатой горой", например), но а главное - за то, что этот фильм буквально пропитан любовью.
Конечно, Эйнар (Лили) не перенес(ла) экспериментальную операцию, его уход был продолжительным и мучительным, а настоящая жизнь Герды сложилась более трагично, чем показано в киноленте. Но "Девушка из Дании" - красивый рассказ очень сложной истории. Истории намного более глубокой, чем "первый чувак, который стал бабой".
Впрочем, как и картина, с которой я начала свою сегодняшнюю статью.